Важнейшей целью Ассоциации является привлечение внимания общества к проблемам будущего, начинать решать которые необходимо уже сегодня.
Человечество 2.0. Футурологическое эссе.
Автор: Мадгазин Вадим Римович
Темы: мораль, общество, политика, природа человека, философия, эволюция, экономика
В работе дан футурологический прогноз развития человечества на 2050-2500 годы. Предложен конкретный механизм создания общества будущего, основанный на массовом применении известных технологий при условии их эволюционного усовершенствования. Главной чертой этого механизма будет улучшение экологии человеческого сознания. Общество должно избавится от влияния отрицательных черт личности человека на все стороны его жизни путем их временного подавления и последующего растворения.
Оглавление.
Абстракт.
Термины и сокращения.
Предисловие.
1.0. Введение.
1.1. Мои постулаты.
1.2. Конец истории? Так говорил Фукуяма…
1.3. Новая семья и новые дети.
1.4. Новые супруги и новые дети.
1.5. Любовь и сексуальные отношения.
1.6. Возраст и противостояние поколений.
1.7. Воспитание новых членов общества.
2.0. Введение.
2.1. Экономика и политическая основа Ч 1.0
2.2. Деньги как мера псевдозначимости личности Ч 1.0.
2.3. Общественно-политические и экономические основы Ч 2.0
2.4. Спектр талантов и свойств личности.
2.5. Рекордеры жизни.
2.6. Управление обществом.
2.7. Власть и решение самых важных вопросов.
2.8. Разрешение противоречий.
2.9. Экономика.
2.10. Производство.
2.11. Конкуренция, реклама, банки.
3.0. Введение.
3.1. Опасность преждевременного стирания границ.
3.2. Один миллион к одному.
3.3. НТР не приведет автоматически к процветанию.
3.4. О религии.
3.5. Что делать? Пороки, которые следует устранить.
3.6. Мораль старая и новая.
3.7. Источники морали.
3.8. Война полов.
3.9. Неоевгеника.
3.10. Следующий этап – Ч 3.0?
Заключение.
Приложение 1. Ч 2.0. Хроника становления.
Приложение 2. Гипотеза о смысле бытия.
Обратная связь.
Лицензия.
Версия.
Абстракт.
В работе дан футурологический прогноз развития человечества на 2050-2500 годы.
Предложен конкретный механизм создания общества будущего, основанный на массовом
применении известных технологий при условии их эволюционного усовершенствования.
Главной чертой этого механизма будет улучшение экологии человеческого сознания.
Общество должно избавится от влияния отрицательных черт личности человека на все
стороны его жизни путем их временного подавления и последующего растворения.
Это может быть достигнуто благодаря отбору наследственных признаков потомства и
его воспитанию, развитию связей между людьми и полной открытости всей их жизни.
В работе описываются причины воспроизводства негативных тенденций в обществе и
предлагается новая модель человеческих отношений, затрагивающая все области их
проявления – культуру, экономику, семью, любовь, дружбу, рождение и воспитание
потомства.
Некоторые из предложенных рецептов контроля управления обществом эффективны для
применения уже в наши дни.
Термины и сокращения.
Homo человек, как представитель своего меняющегося вида homo sapiens.
Ч Человечество, все Homo Земли во все времена, в т.ч. в фазе Ч 2.0.
Ч 1.0 Человечество 1.0 – первая версия (фаза развития) Ч, от появления вида
Homo и до наших дней, 2000-го года по христианскому календарю.
Ч 2.0 вторая версия Ч, общество нашего далекого будущего, около 2500 года.
Homo 1/2 Homo в фазах Ч 1.0 или Ч 2.0 соответственно.
Общество совокупность всех людей Земли, объединенных общими интересами, единое
государство для фазы Ч 2.0.
Талант спектр талантов и свойств личности, см. раздел 2.4.
Ранг ранг человека, см. раздел 2.8.
Рекордер рекордер жизни, см. раздел 2.5.
AI искусственный интеллект.
НЛП нейро-лингвистическое программирование.
НТР научно-техническая революция.
СМИ средства массовой информации.
ЖЖ живой журнал, см. интернет сайт www.livejournal.com
Моногамный брак – брак из двух человек.
Полигамный брак – брак из трех и более человек.
Нуклеарная семья – семья из родителей, состоящих в браке и их безбрачных детей.
Неосемья – семья Ч 2.0, см. разделы 1.3, 1.4 и др.
Полиамория – способность влюбленного влюбляться, т.е. любить одновременно более
одного человека. В отношении родственников и друзей присуща почти всем людям.
В отношении потенциальных сексуальных партнеров сильно подавлена современной
культурой и экономическими причинами.
Любовь без полиамории эгоистична и ее, как правило, сопровождает ревность,
т.е. отношение к другому человеку как к своей собственности, вещи.
Евгеника – учение о наследственном здоровье человека, а также о путях улучшения
его наследственных свойств.
Неоевгеника – в контексте данной работы – евгеника с заменой негативных сторон
на позитивные.
Трансгуманизм – философское движение, основанное на предположении, что человек
не является последним звеном эволюции своего вида и может совершенствоваться
до бесконечности.
Вальдорфская педагогика – педагогика Рудольфа Штайнера, основанная на принципе
свободного развития ребенка, без страха и стресса. В школах нет оценок и нет
экзаменов, а правилом для всех учителей является уважение к личности ребенка.
Предисловие.
Мне давно хотелось написать что-то достаточно “важное для потомков”, но я все
не решался. Во первых не был уверен, что написанное будет моим “окончательным”
взглядом на проблему. Во вторых – в любом случае – все равно боялся ошибиться.
Годы летели, мои взгляды плавно менялись, мир все больше увязал в болоте разных
проблем, и вот наконец мне показалось, что время пришло – “вино созрело и может
начать киснуть”, и даже – “промедление смерти подобно”.
В общем, пришлось сесть за текст. Это не литературное или научное произведение.
Это просто мысли в слух, поделённые на разделы календарем и смыслом, не всегда
законченные и не совсем четкие, иногда слишком драматичные, гротескные или даже
наивные, с повторами и возможно где-то несколько противоречивые…
Последовательность изложения, названия и связь между разделами тоже не идеальны.
Поэтому вам лучше сначала прочитать все, переварить и только потом решить – что
это – очередная “всего-лишь-утопия”, или тут есть какие-то рациональные зёрна.
В любом случае для меня эта работа – попытка нарисовать примерную схему пути к
лучшей жизни для всего Человечества, как бы громко это не звучало.
=== Часть 1 ===
1.0. Введение.
Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ. Человек есть нечто, что дОлжно
превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?
Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а
вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к
состоянию зверя, чем превзойти человека?
Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или
мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для
сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором.
Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас еще
осталось от червя. Некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще
человек больше обезьяна, чем иная из обезьян.
Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра.
Дорогие читатели, эта работа – плод моих двадцатилетних размышлений на вечные
темы “Кто виноват?” и “Что делать?”. Мной изучен огромный пласт материалов из
философии, психологии, социологии, религии, истории, из других областей знаний.
Кое-что почерпнуто в личном, почти полувековом опыте жизни. Но мне не хотелось
бы постоянно ссылаться на первоисточники, подтверждающие мои мысли. Сейчас так
много написано, что наверное ссылками можно “приправить” любую информацию.
Хотя некоторые имена и идеи я не могу не упомянуть.
Прежде всего это две гениальные мысли-пророчества, о которых написано в лучшем
философско-поэтическом произведении Ницше.
Первая Идея – о сверхчеловеке – утверждает, что человек конца 2-го тысячелетия
нашей эры (среднестатистический представитель Человечества версии 1.0) – это
отнюдь не вершина, а лишь промежуточное звено развития вида Homo, нечто среднее
между его прошлым – человекообразным приматом, и будущим – сверхчеловеком.
Вторая идея – о вечном возвращении – мне была менее ясна. Но начав писать сам,
я понял ее возможную трактовку. Это что-то вроде кармы. Пока человек не пройдет
путь до своей конечной цели развития – сверхчеловека – имманентные свойства его
природы будут вновь и вновь возвращать результаты его деятельности в ту мутную
среду, из которой он вечно пытается вырваться путем выработки разных запретов,
“высокой морали” и правил “хорошего поведения”.
Я думаю, сейчас у нас уже есть достаточно оснований утверждать, что эти идеи
Ницше получили неопровержимые доказательства своей истинности.
В течении 20-го века множество людей поднялось значительно выше обычного уровня
по степени своего ментального, нравственного и духовного развития. И эти люди
не были одиночками, они в основном занимали активную жизненную позицию и так
или иначе повели за собой других.
Вот лишь некоторые имена (можете сами отредактировать список): Рудольф Штайнер,
Даниил Андреев, Шри Ауробиндо Гхош, Мирра Ришар (Мать), Андрей Сахаров…
Значит и остальным – всем нам – действительно есть куда расти!
В странах “с самой развитой демократией”, олицетворяющих прогресс вида Homo в
очередной раз начался процесс деградации своих основ – отменена презумпция
невиновности, ограничены гражданские свободы, по-прежнему ведутся войны с явной
экономической подоплекой, растет уровень преступности.
Ну и – если иметь ввиду эту работу – появилась по крайней мере одна практичная
методика апгрейда Человечества версии 1.0 – путем первоначальной консолидации
“предрасположенных” к такой трансформации взрослых личностей и “правильного”
воспроизводства его новых членов – рождения и воспитания детей.
1.1. Мои постулаты.
Цивилизация достигла огромных успехов в экономике, науке, технике, культуре, но
так и не смогла обеспечить гармоничных отношений между разными людьми.
Любой продукт современного бизнеса появляется благодаря скоординированному труду
сотен и тысяч людей с использованием последних достижений науки и техники.
Но любой новый человек (ребенок) по прежнему “создается” и “программируется для
последующей жизни” в основном двумя родителями, самым “доисторическим” образом.
В современном обществе отношения между людьми пронизаны иерархией, основанной на
угрозе насилия, явного или неявного, с физическим (материальным) или психическим
(моральным) наказанием за неподчинение.
Это насилие часто скрывается под видом закона, общественной морали и так далее.
Обычно это “нечто”, с чем мы когда-то были вынуждены согласиться под давлением
обстоятельств. А теперь принимаем “это” по привычке, без сознательной борьбы.
Корни механизма, воспроизводящего насилие заключены не только и не столько в
биологической природе человека, сколько в самом процессе социализации людей –
в приемах воспитания детей и образцах для их подражательного поведения.
Основной метод воспитания – постоянный контроль и корректировка целеполагания и
целедостижения.
Ребенку навязывают определенные цели его активности и корректируют его действия
и даже – оценку их результатов.
Часто он хочет одного, но ему дают совсем другое и заставляют поверить, что это
и есть то, чего он по-настоящему хотел, “только еще лучше”.
При помощи словесных приемов типа НЛП или при помощи угрозы и явного наказания
производится периодически-постоянное подавление собственной воли ребенка.
Из-за страха наказания уже к трехлетнему возрасту большинство детей при случае
прибегают к осознанному обману и лжи.
Такое воспитание имеет драматические последствия в мотивации поведения взрослой
личности, выборе целей и методов их достижения и оценке результатов.
Сильнейшая психологическая связь-зависимость детей и родителей (любовь и страх)
служит главным фактором и для усиления эффективности родительского насилия.
Так или иначе, при помощи удовлетворения желания любви или страха неотвратимого
родительского наказания неокрепшая личность маленького человека обезоруживается,
дезинтегрируется и “растворяется” в комплексе внушаемых установок.
Ведь ребенку некуда скрыться от своих “судей” – родителей не выбирают!
В любой ограниченной группе вместе живущих людей (в семье из 2-4-х человек) так
называемая “глубокая взаимная любовь”, которую я бы назвал “маниакальной” –
позволяет им совершенно изолированно от остального мира чувствовать себя “очень
счастливо”. Ради этого “личного счастья” большинство членов из таких групп может
эгоистично пожертвовать интересами всех остальных людей. И жертвует.
Это особенно справедливо, если в группе есть дети: ради выживания собственного
потомства мы не пощадим никого и ничего!
Т.о. мои основополагающие утверждения (аксиомы и постулаты):
-ограничение интимного уровня общения ребенка небольшим числом “близких” людей
приводит к атрофии возможности иметь такие же тесные отношения со множеством
других людей, развивает стремление достигать “личного счастья” в изоляции от
общества и оправдывает собственное безразличие к проблемам других
-воспитание ребенка “кнутом и пряником” порождает установку на подчинение и
применение насилия и обмана во всех сферах жизни взрослого человека
-в рамках семьи, состоящей из “обычных” супругов и “кровных” детей невозможно
реализовать воспитание потомства без вышеописанных негативных черт личности.
1.2. Конец истории? Так говорил Фукуяма…
Нельзя вечно испытывать судьбу. Люди стали слишком сильны, чтобы и дальше
играть в войну всех против всех. Из пучины 3-й мировой войны – какой бы она
ни была – атомной, информационной или гендерной – мы уже не выйдем сухими.
Предвестники этой войны, или точнее – этих войн – уже слышны.
Надо что-то делать, в корне решающее проблему.
Человеку пора уйти от своей животной, звериной природы, которая порождает
стремление одних к господству над другими – любыми доступными способами.
Мы создали потрясающую разумную цивилизацию. Но фундаментальные первоосновы
человеческой жизни до сих пор остаются унаследованными от животного прошлого.
И как мы ни пытаемся преодолеть негативные черты своей природы, придумывая те
или иные законы общества, от автократии до демократии – ничего не помогает,
“звериный оскал” опять возвращается к нам в виде угнетения, эксплуатации,
насилия, обмана и так далее.
Как сказал Элвин Тоффлер – нынешнее общество не может быть спроецировано в
будущее, поскольку [для него] будущего вообще нет!
Как живут звери?
Они играют в игры, образуют семейные пары, рождают детенышей и заботятся о них,
жестоко дерутся за “свою” территорию, находят и убивают добычу, порой воюют
друг против друга и группа на группу, в общем – пренебрегают интересами других
ради собственного благополучия.
То же самое происходит и у людей, в более завуалированном и приукрашенном виде.
Насилие над личностью, физическое и психическое, насаждение отношений типа
господин-раб, обман, экономический и не только, эксплуатация других людей и
присваивание продуктов их труда, захват чужих территорий и т.д. и т.п.
Хотя отдельным выдающимся личностям и даже небольшим группам Homo за сотни
прошедших лет истории иногда удавалось полностью уходить от всех этих животных
инстинктов, но в остальном обществе подобного прогресса как не было, так и нет.
Скорее наоборот – оно “со все большим успехом” учится делать свои “черные дела”
более массово и менее заметно.
В чем же причина воспроизводства животной природы человека в его общественных
отношениях?
Думается – все дело в фундаменте нашей жизни. Как только новый член общества
появляется на свет, он “с молоком матери” начинает впитывать в себя ту самую
животную природу, от которой ему давно пора уйти.
Краеугольный камень этого фундамента – жесткое разграничение характера личных и
групповых отношений ребенка с остальным миром, навязываемых ему как “эталон”.
Это разграничение состоит в жестком делении мира на две неравные половины:
“мы” и “они” (дихотомия “свой” и “чужой”).
Доверие и любовь концентрируется там где “мы”, а недоверие, безразличие и часто
враждебность – там где “они”.
Родители (два или даже один) узурпируют время и внимание ребенка, и он быстро
превращается в почти полностью подчиненное их воле существо, а если и пытается
что-то сделать им вопреки – его весьма чувствительно наказывают – “кнутом” или
лишением “пряника”.
Ребенок приучается, можно сказать – дрессируется, как животное – ежедневно,
ежечасно получая поощрение за послушание и наказание за непослушание.
Ограничение круга лиц, общающихся с человеком после его рождения и постоянное
“любовно-тираническое” манипулирование его поведением путем положительных и
отрицательных стимуляций близкими людьми закладывают в нем на всю жизнь такие
поведенческие установки, которые облегчают его дальнейшую эксплуатацию на
работе, в семье, в армии, в других общественных институтах.
Кооперативные усилия семьи и школы служат воспитанию из неповторимой творческой
личности послушного винтика, безропотно и пунктуально выполняющего механическую
работу.
1.3. Новая семья и новые дети.
Общество может изменить свой фундамент. И оно должно это сделать, чтобы новые
люди появлялись на свет и впитывали в себя законы истинно гуманного, истинно
человеческого, а не животного мира.
Для этого надо уйти от концентрации любви и доверия только внутри малой семьи,
расширив ее как можно больше, до десятков, сотен и большего числа людей.
Новая семья должна также стереть свои резкие границы – близость отношений в ней
будет плавно спадать при удалении от центра, которым будет каждый ее член.
И еще – надо исключить порочные установки воспитания зависимости и подчинения
авторитету, основанному на физическом и психическом превосходстве. Все то, что
превращает человека в послушного раба кого-то или чего-то – нужно искоренить.
Эта большая группа людей – новая, “социальная” семья, заменит новорожденному
человеку старую, “биологическую” семью. Все многочисленные члены новой семьи
будут иметь равные “права на ребенка” – любить его, заботиться о нем, учить и
воспитывать его.
Если быть реалистами, то ясно, что просто это сделать не получится.
Мы должны прежде кардинальным способом изменить “способ” появления детей, ведь
“биологические” родители не откажутся по своей воле от “законных прав” делать
из единокровных чад того, кого им захочется и так, как им заблагорассудится.
Для создания мира без насилия нельзя использовать насилие – это аксиома.
Дети должны “обобществиться”, стать “потомками” всего общества, а не какой-то
конкретной пары людей.
Для этого мы могли бы использовать искусственное зачатие человеческих зародышей
“в пробирке” и пересадку их для вынашивания суррогатным матерям (по возмездному
добровольному общественному контракту).
А по мере прогресса биомедицинских технологий вынашивание таких эмбрионов можно
будет производить полностью вне организма человека.
Необходимо устранить животный эффект “запечатления” первого видимого окружения
новорожденного в качестве “родителя”, а также применить полностью искусственное
кормление.
Сексуальные контакты людей останутся, но никогда не будут приводить к зачатию
детей, благодаря обязательной, эффективной, безвредной и удобной контрацепции,
например – перевязки маточных труб.
Чтобы обеспечить разнообразие потомства все взрослые люди смогут сдавать свои
половые клетки в общественный банк. Из этого банка с сохранением тайны будут
подбираться различные пары половых клеток, наиболее подходящих по геномному
сочетанию для искусственного зачатия здоровых детей.
И не просто биологически здоровых – но еще и с избавлением от “негативной”
наследственности – такой например, как склонность к наркомании, фанатизму,
насилию, агрессивной ревности и т.п.
А “позитивную” наследственность, например – способность быть хорошим учителем
и любить детей – напротив, можно культивировать.
Биологические родители таких детей будут “общественной тайной”, а выносившие их
“матери” будут “наемными работниками” (или их не будет вовсе), поэтому обычных
“родительских прав” на этих детей ни у кого конкретно не будет.
И поэтому ни у кого не будет и преимуществ в их опеке и воспитании.
Но не останутся ли эти дети вообще без “семьи”? Нет, потому что “родных” детей
ни у кого уже не будет вовсе, а “иметь” детей – будут хотеть многие.
Новых детей сразу после рождения смогут забирать семьи, желающие их “опекать”,
любить и воспитывать.
Естественно, что полное материальное содержание всех детей будет обеспечено
обществом. Никто теперь не будет платить “алименты” на детей или на кого-либо
другого – супругов, родителей.
Экономическая война полов прекратится, потому что при разводе невозможно будет
делить ни общих детей, ни общего имущества – имущества семьи (или вообще любого
личного имущества) не будет вовсе!
А еще – не будет “юридических родственников” и соответственно – “наследства”.
Мы сможем завещать свой труд всему обществу – для воспроизводства его членов.
Рождение и воспитание потомства должно быть одной из главных статьей бюджета,
и в мире без насилия это вполне возможно: “дети вместо пушек”!
Вынашивание потомства вне тела человека.
Возможно ребенок в процессе искусственного вынашивания будет чувствовать себя
более комфортно находясь рядом с телом взрослого человека и питая свою систему
кровообращения хотя бы отчасти настоящей, а не искусственной кровью.
Поэтому для созревания новых детей есть еще одна возможность – искусственная
капсула, подключаемая снаружи к человеку посредством специального “разъема”,
соединяющего системы кровообращения человека и плода.
Возможно сочетание искусственного и естественного кровообращения для плода.
Такие капсулы можно будет периодически “снимать” и “одевать”.
Другое применение подобного разъема – возможность частичной или полной замены
внутреннего кровообращения любого человека на внешнее – для лечения или работы
в экстремальных условиях, например – с ограниченным временем сна.
1.4. Новые супруги и новые дети.
Новая семья – неосемья – будет состоять из новых супругов и новых детей.
Рассмотрим новую форму супружества подробнее. Как показывает практика, люди
вполне могут дружить со многими другими людьми одновременно и без ревности.
То же самое (хотя и намного труднее) мы обнаруживаем для любви и секса.
Полиамория и полигамия не только возможны, но и процветают в кулуарах части
современного общества. Хотя опыт таких титанов идеи, как Онайдская община –
остался в далеком прошлом.
Вместо того, чтобы скрывать свои “побочные” связи, обманывать супругов и т.о.
избегать ревности и других проблем в сообществе, объявившем моногамный брак
единственно возможным – люди вполне способны поддерживать свои множественные
любовные отношения открыто и честно.
Наш новый брак логично назвать сетевым, т.к. его участники будут связаны друг с
другом множественными брачными узами. У одного человека может быть любое число
супругов, у каждого из которых в свою очередь также может быть любое количество
других супругов.
Первый круг моей семьи – это мои непосредственные супруги. Второй круг – это
супруги супругов. Третий – это супруги супругов супругов. И т.д.
В такой семье границы ее значительно размываются, особенно если учесть, что
кроме “брачных” связей тут возможны еще и условно “внебрачные”, т.е. официально
незарегистрированные любовные контакты членов семьи из разных её кругов.
Всегда ли супруг моего супруга [моего супруга…] – мой супруг? Конечно нет!
Все зависит от вашей сексуальной ориентации, ваших чувств друг к другу, вашего
желания вместе проводить достаточное время и воспитывать детей семьи. Если все
это в наличии, то вам лучше зарегистрировать еще один брак.
Однако мы не будем брать в супруги тех, кто создаст проблемы в ближнем кругу
нашей семьи.
Рискну дать заповедь: “все мои непосредственные супруги должны быть друзьями”.
По крайней мере никто из них не должен плохо относиться или ревновать друг к
другу, конфликтовать из-за других супругов и детей.
То есть, если я встречаю нового человека, мы влюбляемся друг в друга и хотим
(периодически) вместе жить и воспитывать детей (сексом заниматься можно и без
этого), то супругами мы станем только тогда, когда все члены первого круга моей
семьи и аналогично – семьи этого человека – одобрят наше желание.
Так что сетевая семья будет намного более устойчивой, чем обычная.
Есть правда еще вариант – развод с теми, кто примет нового кандидата в штыки.
На какие жертвы не пойдешь ради любви:). Но и это во множественном браке будет
гораздо более трудным решением!
Итак, новое общество будет состоять в основном из людей со множественными
супружескими связями. И даже в первый раз мы чаще всего будем вступить в брак
не с одним человеком, а сразу с несколькими.
Это может быть лучше и для нас, и для общества: если создавать семью с нуля
с таким же “холостым” человеком, то тут есть две потенциальные опасности.
Во первых, наша молодая неопытная семья может быстро распасться, и мы оба
скорее всего получим глубокую психологическую травму. В первый раз ошибаться
очень опасно!
Во вторых, если эта семья не распадется – то нам может показаться, что лучше
вообще жить моногамно и т.о. мы будем изолированы от всего остального общества
на длительное время.
Обособление ведет к эскапизму, индивидуализму и совместному эгоизму в паре.
А кроме того, у нас не будет детей, потому что в парной семье они окажутся
“запертыми” и не смогут мигрировать, как описано ниже.
Поэтому для всех более безопасен будет другой вариант – в первый раз стать
супругом человека, который уже состоит в браке. Общество будет прирастать
своими взрослыми семейными членами подобно тому, как растет кристалл соли из
солевого раствора.
Глубокая супружеская связь – это соль Земли, ее главный социальный капитал.
И эта связь многих со многими будет прочной основой и для устойчивости всего
общества, и для его эволюционного развития в противовес революционной анархии.
Вот в такие множественные семьи и будут попадать новорожденные дети. В них они
приобретут сразу много отцов и матерей, много братьев и сестер.
Совершенно нормально, если ребенок будет проводить время то с одним, то совсем
с другим членом большой семьи. Но в сетевой семье понятие “членов семьи” при
учете супругов супругов становится довольно расплывчатым.
Поэтому ребенок сможет свободно мигрировать из жилья одного из многочисленных
супругов в жилье другого, затем третьего и так далее.
Подобная миграция детей (да и самих супругов!) будет совершенно естественна:
где сложится сегодня более благоприятная обстановка для него – там и проведет
свой день ребенок, многократно меняя за детские годы не только города, но и
страны, и континенты.
Мы будем свободны, как птицы небесные!
При такой межконтинентальной миграции дети не обязательно будут менять весь
ближний круг семьи – ведь некоторые супруги в сетевом браке уже могут жить в
разных концах Земли, встречаясь только изредка. А еще миграцию могут облегчить
друзья (дети и взрослые) из далеких кругов семьи.
Ведь любые два человека, живущие в сетевом браке, будет связаны друг с другом
через конечное число семейных кругов. Если в первом круге семьи по 10 членов,
то во 2-м их будет сто, в 3-м тысяча, в 6-м миллион и т.д.
Самое интересное, что когда ребенок достигнет брачного возраста, он сможет
заключить брак как с любым из своих “братьев-сестер” (тех, кто воспитывался
вместе с ним в каком-то сегменте семьи), так и с любым из своих “родителей”!
Ведь вредное “кровосмешение” никогда не состоится при новом методе зачатия.
А для выбора кандидата в супруги главное – это “любить и желать” друг друга,
а возраст не имеет значения!
1.5. Любовь и сексуальные отношения.
Внешние сексуальные контакты супругов вполне допустимы, если они не разрушают
в корне их семейную связь. Т.е. сетевой брак – это открытый брак. Супруги не
препятствуют друг другу вступать в дружеские и любовные отношения с людьми,
не входящими в первый круг их семьи. Однако они стараются препятствовать
образованию слишком сильных эмоциональных связей между любым ограниченным и
замкнутым кругом лиц, особенно в парных отношениях.
И этот процесс идет “невзирая на лица” – вне семьи и внутри ее, для связей
супругов и не, взрослых и детей. Все, что может помешать людям иметь близкие
отношения со многими людьми объявляется аморальным.
То есть этика будущего в этой части диаметрально противоположна этике прошлого,
воспевающей “лебединую верность” – один сексуальный партнер на всю жизнь.
Каждому времени – свою мораль. История знает множество совершенно различных
форм жизни людей, и это правильно.
Даже с учетом периодических разводов мир моногамного брака намного холоднее и
враждебнее не только для свободной любви и секса, но и для дружбы или тесного
сотрудничества представителей разных полов. Потому что подавляющая часть людей
в нем связана в пары и любой новый контакт с представителем противоположного
пола намеренно держится на самом низком уровне возможного взаимодействия дабы
не приводить к ревности и ухудшению устойчивости исходной пары.
Т.е. всякая новая возможная межличностная связь как правило отвергается, и это
также льет потоки воды на мельницу войны полов – вместо притяжения мы вынуждены
постоянно отталкиваться.
Благодаря же новой морали у людей, детей и взрослых, возникает удивительная по
своим масштабам мобильность. Они могут расти, учиться, работать и отдыхать где
угодно, без маниакальной привязанности к какому-то одному дому, географической
местности или группе людей.
Они могут уехать в поисках приключений куда-то далеко, встретить там нескольких
симпатичных единомышленников и с кем-то стать друзьями, с кем-то – любовниками,
затем связаться дополнительными брачными узами, вместо того, чтобы принуждать
себя к сексуальному воздержанию среди “райских кущ” или испытывать угрызения
совести если всё-таки свершилось “грехопадение”.
Конечно, и в моногамном мире подобное возможно (кроме законного брака), но это
делается обманом и ложью. Пару раз соврав трудно остановиться – и вот уже все
стороны жизни человека могут утонуть во лжи, неверности, недоверии к другим и
подозрительности. И это все следствие запрета на свободную любовь и дружбу.
Неужели наша цивилизация, покорившая Космос окажется неспособной изменить это
гибельное правило?
1.6. Возраст и противостояние поколений.
Подавляющее большинство моногамных браков по многим причинам заключается между
людьми примерно одинакового возраста. Экономика семьи, физический труд, здоровье
детей, уровень культуры и интересы, желание прожить вместе как можно дольше –
эти и другие критерии заставляют выбирать в супруги только того, кто лучше всего
удовлетворяет их в совокупности. Моногамные пары – как спортсмены-многоборцы.
И это составляет проблему для тех, кто не успел вовремя найти себе пару и живет
в одиночестве. Мы лучше вообще не будем сходиться с тем, от кого через пару лет
скорее всего придется избавиться – это суровая правда жизни. А “принца на белом
коне” как не было, так и нет. А если он был – то тем хуже – воспоминания о нем
гарантированно отобьют охоту к “игре на понижение”.
Кроме того, в семьях происходит четкое деление их членов на поколения. “Отцы и
дети” разделены 20-30 летним промежутком своего жизненного опыта и не находят
общего языка по многим вопросам. Вместо сотрудничества поколения борются друг
с другом за право считать свои взгляды и образ жизни более правильным.
Но в сетевом браке вы не обязаны жить постоянно с одним человеком. И поэтому вы
можете соединяться в одну семью с теми, кто не обладает всеми “достоинствами”,
точнее говоря – “супружескими удобствами”. Поэтому возраст, интересы и прочие
характеристики и черты супругов в сетевом браке будут иметь гораздо больший
диапазон изменения, чем в моногамном.
Благодаря этому люди разных возрастов, разной культуры, разной национальности
и расы смогут лучше понимать друг друга и больше сотрудничать.
Социальный капитал общества будет расти и с этой стороны.
Гениальные дети.
Известно, что вероятность рождения гениальных детей значительно увеличивается у
отцов, возраст которых превышает 40 лет. Однако для физического здоровья любых
детей возраст их матерей должен быть – наоборот – намного меньше.
В современных моногамных семьях такое сочетание возрастов супругов встречается
крайне редко, в частности поэтому у нас супер-детей появляется на свет гораздо
меньше чем нужно, и по-видимому меньше, чем в прошлые века.
Возможность иметь гениев настолько много, насколько они будут востребованы в
обществе будет с легкостью реализована в неосемье будущего.
1.7. Воспитание новых членов общества.
Если сетевая семья не является “сексуальной тюрьмой” для супругов, зачем она
вообще нужна?
Новая семья – идеальная среда для творческого взаимодействия взрослых членов
и развития потомства, которое будет расти таким же открытым для новых связей,
доброжелательным ко всем и мобильным.
Только в больших группах близких людей можно надеяться устранить проблемы,
возникающие при парном взаимодействии. У кого было хотя бы два общих друга –
знает, что третий всегда может удержать двоих от совершения глупостей в порыве
эмоций. Или помирить после ссоры. В конце концов, дурное влияние на детей и
друг друга всегда легче производить с глазу на глаз – на условиях анонимности,
а в здоровом и большом коллективе это почти невозможно.
В сетевой семье можно и нужно будет сохранить в детях открытость, честность и
другие, как правило присущие им от рождения положительные черты – способность
радоваться и удивляться, здоровое любопытство, юмор и игривость, пытливость ко
всему новому, изобретательность…
Но мы по-прежнему должны будем следить за тем, чтобы не образовывались слишком
малочисленные или слишком замкнутые группы подростков, испытывающих сильную
эмоциональную привязанность друг к другу. В тихом омуте – черти водятся.
Т.к. дома родителей будут “не резиновые”, размер детских кампаний, проводящих
там время – будет ограничен. Но эти кампании будут перетасовываться, как карты
в колоде. И это хорошо. Кстати, школьные площади тоже могут использоваться как
домашние – для досуга детей со взрослыми.
Многие функции по обслуживанию и обучению детей, которые в малой семье вынуждены
выполнять родители или специальные детские учреждения – в большой сетевой семье
смогут выполнять сами дети. Это будет их “общественной семейной нагрузкой”, чаще
всего гораздо более интересной и менее обременительной, чем для взрослых – ведь
времени и энергии у них – море. Игры с куклами заменит игра в настоящую жизнь.
Конечно, учиться дети будут не только дома, но и в общественных школах.
Однако атмосфера и там может быть домашней. В сетевой семье количество детей
и взрослых членов – с учетом нескольких семейных кругов – так велико, что
целые классы и их учителя могут быть сформированы из “близких родственников”.
И даже в школьных классах многие функции можно будет поручать самим детям.
Школьное образование – отдельная обширная тема. Много хорошего тут уже давно
придумано, хотя бы – Вальдорфская педагогика Рудольфа Штайнера.
Остается все это правильно сделать. Давайте делать!
=== Часть 2 ===
2.0. Введение.
Проектирование любого сколько-нибудь сложного объекта связано с принятием ряда
условностей или условий.
А тем более – проектирование Будущего.
В качестве таковых условий примем следующие.
Все люди Земли объединены в одно общество, говорящее на одном языке, государств
больше нет, нет и соответствующих войн – “узаконенных” грабежей и убийств.
Уровень преступности невелик и общество в целом весьма стабильно, т.к. нет
неразрешимых антагонистический противоречий между различными группами людей.
Экономика, наука и техника Земли весьма высокоразвита. Вся опасная, неприятная
и неинтересная работа выполняется автоматами с AI.
Численность популяций всех видов жизни на Земле включая людей регулируется так,
чтобы сохранять планету экологичной и обеспечивать каждому её живому существу
полноценное существование.
Все это соответствует по времени периоду стабильного существования Ч 2.0.
Разумеется, во время переходного этапа от Ч 1.0 к 2.0 жизнь будет другой, пока
трудно сказать – какой именно: ведь все счастливые семьи похожи друг на друга,
а каждая несчастная – несчастна по своему…
Хорошая тема для будущей работы – проектирование переходного этапа…
2.1. Экономика и политическая основа Ч 1.0
Два стимула к деятельности и две меры значимости личности для общества:
деньги, как эквивалент личного имущества и
власть, как право распоряжаться общественными ценностями, а также свободой и
жизнью других людей.
При развитой экономике государства первичны деньги, вторична “выборная” власть
– ее можно “арендовать” за деньги (возможно, при помощи “наемных” общественных
деятелей).
При менее развитой экономике – наоборот – общественные ценности можно получить
в бесплатное пользование для представителей власти.
В промежуточном случае существует взаимная конвертируемость власти и денег.
Власть в “демократическом” обществе при помощи манипуляций общественным мнением
может почти произвольно управлять этим самым обществом, не хуже любого тирана,
с соблюдением некоторых правил, устанавливаемых законами психологии социума.
Выборность власти не значит ничего, даже при “абсолютно честном” голосовании,
это просто хорошо поставленный спектакль.
Ведь подавляющее большинство голосующих не знает главного – истинные мотивы и
цели выбираемых ими субъектов и тех, кто ими негласно верховодит.
История знает множество событий, произошедших на руку власти, но “как-бы” не по
ее закулисному плану, оказавших огромное влияние на последующие события в мире.
Поджег Рейхстага, Пёрл Харбор, взрывы домов в Москве, атака на башни-близнецы…
В конце концов и нацисты пришли к власти в 1933 г совершенно “демократическим”
путем – выборным.
Немного упростим себе работу.
Нас интересует устройство будущего социума, которое может возникнуть только из
общества с достаточно развитой экономикой.
Поэтому для дальнейшего анализа логично рассмотреть только одну меру значимости
человека в обществе себе подобных – размер личного капитала.
2.2. Деньги как мера псевдозначимости личности Ч 1.0.
“Деньги идут к деньгам”. Получение первоначального капитала любым способом –
наследством, случайным выигрышем, грабежом, кражей или аферой – помогает далее
его приумножению, ставя в неодинаковые стартовые условия “бедных” и “богатых”.
“Бизнес – это искусство обмана” и еще – войны. Всегда можно найти кого обмануть
так, чтобы все выглядело “по честному”, или по крайней мере – почти так.
Чем ты более искусный обманщик и чем меньше у тебя “предрассудков относительно
морали” – при наличии некоторого кругозора и ума – тем больше у тебя денег, как
правило.
Коммерческая тайна, ноу-хау, несовершенная конкуренция, промышленный шпионаж, а
иногда и заказные убийства президентов, недружественное поглощение – вот основы
экономики современного мира, а отнюдь не их противоположности – деловая честь,
взаимная открытость и доступность ключевой производственной информации.
Можно быть “очень плохим” человеком, но “очень успешным” бизнесменом. Капитал,
нажитый торговлей наркотиками можно “отмыть” и ты – такой же уважаемый человек,
как тот, кто делает например программы для домашних компьютеров.
Интуитивно понятно, что один человек не может превосходить своими достоинствами
миллион среднестатистических других людей. Однако капитал в десятки миллиардов
долларов – одного “богача” – может быть больше чем у миллиона человек из скажем
российской или китайской глубинки.
Размер капитала, заработанного человеком к зрелому возрасту имеет отрицательную
корреляции с качествами личности, необходимыми для гармоничной жизни в обществе
будущего – честности, бескорыстной дружбы и любви ко всем другим людям.
Проблема не в том, что иметь много денег – это плохо. Проблема в том – как эти
деньги были получены. Если бы в бизнесе никто никогда никого не обманывал и все
сделки проводились бы на основе одинаковой взаимной выгоды сторон без нанесения
ущерба третьим лицам – то количество денег вполне бы соответствовало мере труда,
ума и других положительных черт их собственника.
Однако такой бизнес – чистая фантастика.
Но даже в этом маловероятном случае честного бизнеса размер личного капитала –
весьма однобокая характеристика его обладателя.
Многие люди работают не покладая рук, производя легко конвертируемые в деньги
продукты труда.
Другие же склонны к не менее важной деятельности, но с гораздо более низкой
“ликвидностью” ее результата.
Кроме того, решение не всех мировых проблем даёт прямой доход. Часто наоборот,
решение самых важных – не даёт, а отнимает.
Например – воспитание детей, экология и соблюдение ограничений, весьма полезных
для общества в будущем, но требующих дополнительных затрат в настоящем.
Кроме того, самые “человеческие” черты человека, больше всего отличающие его от
животного – вообще находятся в другой, нематериальной плоскости – в противовес
всему тому, что связано с деньгами.
По моим оценкам из-за погони за прибылью, потребителем и т.п. даже не принимая
во внимание военные расходы 90% труда людей тратится не на создание ценностей,
а фактически на ветер – рекламу, искусственное ограничение времени жизни новых
изделий, битву с конкурентами, НИР и ОКР того, что уже известно, но скрывается
и т.п. А с учетом военного бюджета – 99% (правда часть военных расходов иногда
отыгрывается грабежом побежденного противника, если его армия была значительно
слабее… иначе – наоборот, получается еще больший ущерб).
1% созидательной эффективности труда – это и есть реальная цена существования
“либерально-демократического” общества потребления нашего сегодняшнего мира.