Важнейшей целью Ассоциации является привлечение внимания общества к проблемам будущего, начинать решать которые необходимо уже сегодня.
АССОЦИАЦИЯ ФУТУРОЛОГОВ
ФУТУРОЛОГИЯ. ПРОГНОСТИКА МОДЕЛИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО
Новости прогнозирования, Тексты членов Ассоциации
Новый взгляд на проблему экспансии человека во Вселенной
Темы: космос, общество, техника и технологии, философия, эволюция
12 марта пилотируемый корабль Crew Dragon компании SpaceX приводнился в Мексиканском заливе с международным экипажем миссии Crew-5. Экипаж жил и работал на Международной космической станции (МКС) 157 суток. В его составе: астронавты Николь Манн и Джош Кассада (NASA, США), Коити Ваката (JAXA, Япония) и космонавт Анна Кикина (Роскосмос, РФ). Анна – сейчас единственная женщина в Отряде космонавтов и пятая в отечественной истории женщина – профессиональный космонавт, выполнившая полет. Успех миссии – результат соглашения Роскосмоса и NASA о перекрестных полетах космонавтов на кораблях Crew Dragon и астронавтов на кораблях «Союз МС» в 2022–2024 годах.
Процесс освоения космоса человеком в парадигме экспансии
в XX–XXI веках и перспективы.
15 марта в NASA прошла послеполетная пресс-конференция. Как сообщал Роскосмос, «космонавт Роскосмоса согласилась с астронавтом NASA Николь Манн о важности участия женщин в космических программах… Анна Кикина подчеркнула, что наиболее полноценны и успешны в работе смешанные коллективы, в состав которых входят как мужчины, так и женщины… Такие экипажи особенно важны для дальних космических полетов и перспективного расселения человечества в космосе».
В США все активнее ведутся работы по программе «Артемида» – «второе пришествие» людей на Луну после полувековой паузы с перспективой создания постоянной научной базы, устойчивого освоения космоса и экспансии. «9 марта был опубликован первый проект бюджета NASA на 2024 год… Во время выступления 9 марта президент Байден подтвердил полную поддержку программы «Артемида» и объявил, что астронавты, которые будут участвовать в миссии «Артемида II», будут объявлены 3 апреля. Трое из них будут американскими, один – канадским» (New-Science.ru 12.03.2023).
Большой вызов и шанс
Таким образом, процесс освоения космоса человеком, активное международное сотрудничество в этой сфере продолжаются даже в условиях нового глобального кризиса и роста проблем на Земле. Но выявляются новые границы сферы космической экспансии.
«Учитывая возобновившиеся усилия по исследованию космоса и развитие коммерческой космонавтики, растет ощущение, что миграция человечества в космос близка и даже неизбежна. Однако авторы нового исследования (Irons L.G. и Irons M.A. (США), опубликовано 6 марта 2023 года. – С.К.) пришли к выводу, что особые условия, сложившиеся для поддержания жизни на Земле, которых нет больше нигде в Солнечной системе, могут быть тем, что сдерживает нашу экспансию в космос… Человек как вид слишком сильно адаптирован к гравитации, количеству тепла и света, давлению, магнитному полю и другим условиям, сложившимся именно на Земле. Наличие этих условий будет определять пределы роста человеческой цивилизации в космосе», – сообщил ТВ-канал «Наука» 14 марта.
Проблема экспансии – экзистенциальная, чрезвычайно сложная, предельная, ключевая проблема в освоении космоса. Экспансия – большой космический вызов и шанс для человеческой цивилизации в целях обеспечения безопасности, спасения, выживания, устойчивого развития и будущего человека и человечества на Земле и в космосе, управления эволюцией человека и социума. Средства осуществления экспансии: полеты людей в космос, создание постоянных баз, поселений для расселения вне Земли, колонизации околоземного космического пространства (ОКП), Луны, планет, других объектов Солнечной системы.
Применительно к экспансии в космос речь идет: 1) о гипотезе: «человек может и будет постоянно жить вне Земли»; 2) об экспансии как о «вечной» стратегии освоения космоса человечеством.
От утопии – к эйфории и далее
Но за 100 лет в нашей стране и мире отношение в научном сообществе, космической отрасли, политикуме и социуме к космической экспансии претерпело сложную эволюцию. От «теоретической» утопии и эйфории при Циолковском – к «практической» эйфории в начале Космической эры в 1957-м, а затем – к «стагнации» после 70-х годов. Последняя фаза в 1990-х перешла в «прострацию» и далее – в «отрицание» целесообразности и возможности экспансии в начале XXI века.
Через 62 года после полета Юрия Гагарина в космос в 1961-м, «физического» начала экспансии человечества за пределы Земли, можно констатировать: процесс освоения космоса оказался значительно сложнее, идет медленнее, чем планировали и прогнозировали в 50–70-х годах XX века. Во многом это связано с ростом глобальных проблем на Земле.
В общественном сознании, науке и практике космической деятельности России и мире в XXI веке экспансия в космос перестала быть приоритетом, вектором развития космонавтики. Сейчас она в стагнации и даже – затухающий процесс. Достигнуты пределы длительности безопасного непрерывного пребывания людей вне Земли из-за рисков опасных воздействий и последствий факторов космического полета, особенностей и ограничений человеческого организма, а также применяемых космических технологий и техники. Последние явно устарели. Сейчас происходит переход к «противодействию» космической экспансии (см. «НГ-наука», 09.12.21).
В 10–20-х годах XXI века началась новая волна освоения космоса. В США, ЕС и ряде других стран реализуется концепция устойчивого освоения космоса, по сути в русле стратегии безграничной экспансии.
Таким образом, за столетие, начиная с идей Константина Циолковского о расселении вне Земли, мы завершили цикл от эйфории до отрицания и противодействия экспансии. Но приобрели новые знания и важный опыт.
По мнению философа, профессора Вадима Розина, «чтобы перевести проблему освоения космоса из затухающего процесса в активный и творческий… нужен социальный проект… необходимо будет развивать на разных уровнях и в разных сообществах дискуссию о судьбах нашей цивилизации и убедить участников дискуссии… что без освоения космоса человечество обречено. Однако… даже разработка такого проекта является сложной задачей, не говоря уже о его реализации».
В современной науке и практике, в общественном сознании проблема экспансии относится к категории проблем, решение которых невозможно и/или преждевременно (как и решение проблемы защиты от астероидно-кометной опасности). Парадоксально: решать такие проблемы всегда рано и (почти) всегда поздно. Но «полная» цена вопроса для человечества («быть или не быть?») бесконечна.
Максимальная продолжительность непрерывного пребывания людей в космических
полетах, жизни вне Земли в XX–XXI веках и перспективы экспансии.
Источник: Кричевский С.В. Пора наладить жизнь людей вне Земли //
Воздушно-космическая сфера. 2022. № 1.
Модель в парадигме экспансии
Выделим четыре основных взаимосвязанных аспекта «философии экспансии», отражающих свойства, потенциал и особенности процесса экспансии в космос, его реализации: 1. «Утопия». 2. «Необходимость». 3. «Возможность». 4. «Фальстарт». Они имеют разные «веса», динамику и проявляются в общественном сознании, науке и практике, влияя на «цену», вероятность и темпы экспансии. Противоречия и ограничения процесса экспансии таковы.
1. Нет адекватной цели, средств (финансов и т.д.), комплекса необходимых и достаточных технологий, техники, инфраструктуры для жизни вне Земли. Экспансию пока не удается «продать» обществу как жизненно важную и абсолютно необходимую услугу, за которую надо платить в личных и общих интересах.
2. Конкуренция за ресурсы для «большинства» людей, живущих на Земле, с «меньшинством», которое живет или будет жить в космосе.
3. Конкуренция за ресурсы между беспилотным и пилотируемым направлениями (сегментами) космической отрасли.
4. Чрезмерные риски, плохие условия, низкий уровень качества жизни для людей вне Земли, дефицит ресурсов, негативные последствия.
5. Ограничение длительности полетов, продолжительности жизни людей вне Земли, торможение процесса экспансии как следствие всего перечисленного выше.
Необходимы универсальная цель, сверхзадача, стратегия для экспансии в космос в парадигме общего блага для спасения, выживания и развития человека (homo sapiens) и человечества. Такой целью может стать спасение, обеспечение безопасности, выживания, развития человека и человечества в космическом Ноевом ковчеге.
Модель процесса освоения космоса человеком (процесса экспансии) представим в виде трех периодов: I – земного, II – переходного, III – космического; двух стратегий экспансии (ограниченной и безграничной); двух сценариев (пессимистического и оптимистического). (См. рис. 1 и 2.) Начиная с полета Юрия Гагарина (1961) обозначены основные события, проекты, объекты.
В 1995 году достигнута максимальная продолжительность непрерывного пребывания человека вне Земли: Валерий Поляков (РФ), орбитальный комплекс «Мир», около 438 суток (1,2 года). Для МКС рекорд – 340 суток, Скотт Келли (США) и Михаил Корниенко (РФ) в 2016 году; а в 2022 году – 355 суток, Петр Дубров (РФ) и Марк Ванде Хай (США).
В данный момент наблюдается стагнация в динамике непрерывного пребывания людей в космосе с тенденцией к сокращению времени полета из-за ограничений по безопасности при существующих технологиях.
Резервации вне Земли
Приведем несколько аналогов и примеров идей, проектов, технологий выживания, развития человека и человечества в космическом пространстве.
1. Резервная копия человеческой цивилизации на Луне (Р. Шапиро, В. Барроуз, Alliance to Rescue Civilization, США, 1999). Суть проекта – идея «пассивного» хранилища.
2. Идея колонии людей на Марсе с «обратным» заселением Земли после глобальной катастрофы на ней («Воссоздание Земли…»). (Цзыюань О., Цянь Л., КНР, 2009).
3. «Резервное человечество» – создание запасного человечества как «Ноева ковчега» в ОКП и на Луне для «обратного» заселения Земли и дальнейшей экспансии в космос (проект разработан автором, 2021. См. «НГ-наука» от 21.09.21 и монографию Кричевского, 2022).
Начинать необходимо с создания локальных резерваций – постоянных «пассивных» хранилищ и «активных» убежищ, ковчегов для сохранения и репродукции человека, человечества, биосферы на Земле, в ОКП, на Луне. Примеры – специальные стационарные хранилища, убежища под землей: Всемирное хранилище семян растений на острове Шпицберген; убежища для людей, в том числе созданные с 2020 года для спасения от пандемии COVID-19.
Проекты локальных постоянных резерваций человечества в космосе, а тем более масштабные проекты колонизации Луны, Марса, создания баз, поселений, в том числе городов-миллионников, космического человечества как «многопланетной цивилизации» (по Илону Маску) невозможно реализовать без предварительного решения сложного комплекса проблем безопасности и качества жизни людей вне Земли.
При длительной и постоянной жизни вне Земли необходимы высокий уровень комфорта и качества жизни людей. Сейчас в космической технике, искусственных биосферах вне Земли обеспечены минимально приемлемые, но почти «спартанские» условия.
Таким образом, для экспансии в космос необходимо создать принципиально новые искусственные биосферы и реализовать в них сложный комплекс новых технологий для создания условий среды постоянного места жительства (ПМЖ) для нового социума, автономного от Земли. Речь идет о смене парадигмы: человек должен жить в космосе не в минимально приемлемых, а в благоприятных и достойных условиях, по множеству аспектов аналогичных земным – «землеподобным», а по ряду важных аспектов – лучше «среднего» уровня земного качества жизни.
Предлагается инициировать международный пилотный проект «Универсальный космический дом для полноценной жизни» под эгидой ООН. Цель – создание и испытание комплекса новых технологий, приобретения нового опыта в ОКП и на Луне. Россия наряду с другими ведущими космическими державами могла бы стать одним из акторов, активных участников проекта и лидеров в исследованиях и деятельности по решению проблемы качества жизни в космосе в парадигме экспансии.
В перспективе проблему экспансии можно рассматривать и решать – одновременно, параллельно, дополнительно – и с другой стороны: через «космоформирование живого», включая человека, растения, животных для новых искусственных космических экосистем (биосфер). А также через киборгизацию, роботизацию, создание «кибернетического космонавта», «универсального космического человека» и т.д. Это чрезвычайно актуально. Но применение таких подходов и технологий связано с решением комплекса сложных гуманитарных, правовых, биоэтических, медико-биологических и других вопросов.
Ген космической экспансии
Завершен 100-летний цикл эволюции проблемы экспансии, произошла редукция идеи: от массового расселения людей вне Земли для спасения от перенаселения и катастроф на Земле – до необходимости срочного создания резервных копий человека и человечества – «Ноева ковчега» в космосе.
За весь период развития пилотируемой космонавтики не удалось создать вне Земли автономные постоянные поселения, базы c условиями для безопасной постоянной жизни людей. До этого еще очень далеко, процесс экспансии не стал необратимым и неустойчив.
Возможно, что процесс экспансии в космос с 12 апреля 1961 года и до настоящего времени – фальстарт. Есть высокая вероятность, что экспансия с постоянной жизнью людей вне Земли невозможна по «витальным» и другим причинам: не удастся снизить риски, преодолеть «радиационный» и другие барьеры, решить проблему качества жизни для людей вне Земли… Не исключено, что глобальный космический проект «Экспансия» будет «заморожен» на длительное время и даже прекращен. В том числе по формальным причинам: человечество не успеет его реализовать до глобальной катастрофы и гибели на Земле.
Тем не менее необходимость (императивность) экспансии и возможности (условия) «созревают». Проблема экспансии должна постоянно быть в актуальной повестке дня человечества и решаться объединенными усилиями. Для экспансии в космос необходимо создавать принципиально новые искусственные биосферы, условия среды постоянного места жительства с высоким уровнем комфорта.
От утопичных и абстрактных проектов пора перейти к разработке и реализации конкретных проектов экспансии, нацеленных на практический результат в парадигме общего блага. Эти проекты найдут понимание и поддержку в условиях современного и неизбежных новых глобальных кризисов на Земле.
Возможны и необходимы два взаимосвязанных международных проекта:
«Резервное человечество», создание резервных копий в ОКП и на Луне для восстановления человечества, «обратного» заселения Земли в случае глобальной катастрофы; «Универсальный космический дом» – создание и реализация комплекса технологий в целях обеспечения достойного качества жизни людей вне Земли и развития экспансии в космос.
Сверхзадача: найти решение проблемы экспансии, создавая новые модели, «дорожную карту», технологии экспансии. Целесообразно осуществлять деятельность для изучения и решения проблемы экспансии в науке, образовании и практике при активном международном сотрудничестве в парадигме устойчивого развития и управления эволюцией.
Важнейший вопрос – выявление, отбор, организация и самоорганизация людей, мотивированных на жизнь вне Земли. Возможно, существует «космический ген» – ген космической экспансии. Он является уникальным, «универсальным», чрезвычайно важным для экспансии свойством и маркером, более важным, чем генетическая устойчивость к радиации (радиорезистентность). Необходимо искать этот «космический ген» и людей – носителей этого гена.
Остаются открытыми два сложнейших и важных вопроса: 1) сможет ли человек, используя опыт, новые знания и технологии, длительно (многие годы), а затем и постоянно жить вне Земли; 2) сумеет и успеет ли человечество преодолеть современный кризис, договориться, объединить усилия и осуществить экспансию в космос до глобальной катастрофы на Земле.
Ответы можно получить только опытным путем в процессе реальной деятельности, новых исследований и целенаправленной экспансии в максимально возможном темпе.
Использованы материалы монографии и статьи автора: Кричевский С.В. Освоение космоса человеком: Идеи, проекты, технологии экспансии. История и перспективы. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЛЕНАНД, 2022. 448 с.; Кричевский С.В. Пора наладить жизнь людей вне Земли // Воздушно-космическая сфера. 2022. № 1. С. 6–17.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.