Важнейшей целью Ассоциации является привлечение внимания общества к проблемам будущего, начинать решать которые необходимо уже сегодня.
Рационализация через интернет. Будущее потребительского рынка
Автор: Эйдман Игорь Виленович
Многие сейчас ломают голову над тем, в какие интернет-проекты вкладываться, гадают о том, какого рода сервисы будут быстрее всего развиваться. Разобраться в ситуации можно, только поняв направление перемен, происходящих в обществе под влиянием интернета.
Фундаментальные социально-экономические и политические преобразования в мире всегда сопровождались технологическими прорывами. Появление первых цивилизаций в Египте и Шумере было связано с возникновением ирригационного земледелия. Распространение протестантской этики и, как следствие, капитализма не было бы возможно без начала книгопечатания, позволившего Лютеру и Кальвину донести свои идеи до широких масс. Возникновение телевидения и телерекламы стало серьезным стимулом для формирования потребительского общества, наступления эпохи «потреблядства». Развитие интернета приводит к не менее серьезным социальным изменениям.
Как известно, еще со времен Макса Вебера, основной вектор развития рыночного общества – рационализация. Интернет уже стал инструментом рационализации многих областей экономики, упрощения технологических процессов, создания более эффективных инструментов достижения целей. Возьмем сферу интернет-торговли. Она предполагает исключение затрат на аренду и обслуживание торговых площадей, оффлайн-магазинов. Т.е. идет упрощение, рационализация торгового процесса. Потребитель экономит время и деньги.
Интернет-торговля без сомнения во многих сферах вытеснит обычную торговлю. Новое поколение, не успевшее подсесть на сомнительное удовольствие терять время в утомительных походах по магазинам, будет покупать большую часть необходимых товаров через интернет. Это видно и по быстрому росту объемов итернет-торговли по всему миру, и по ее особенной популярности среди молодых потребителей. Но интернет-горговля также не стоит на месте, она все более рационализируется.
Интернет дает возможность сделать реальными покупки вне зависимости от территориального расположения продавца и покупателя. Развитие сross–border ведет к дальнейшей рационализации. Ведь оно исключает посредников-экспортеров из торговой цепочки за счет покупок потребителями товаров напрямую у зарубежных продавцов. Cross–border очень быстро развивается в России, где ему благоприятствует высокий порог цены посылки (1000 евро), после которого начинает взиматься таможенная пошлина. По разным оценкам россияне закупили в прошлом году товаров в зарубежных интернет-магазинах на сумму от 1 до 3 млрд. долларов, причем этот рынок продолжает быстро расти. В странах, где ситуация с таможенными платежами не столь благоприятна сross–border также ставится все популярнее. Например, европейцы все чаще покупают товары напрямую из Китая и стран ЮВА. Как следствие, растет бизнес доставщиков. Безусловно, и на российском рынке международной доставки будут появляться все новые альтернативы «Почте России», работа которой вызывает массу нареканий.
Идем дальше. Рационализация начинает затрагивать не только сферу продаж, но и процесс информирования о товарах. Поэтому социальный шопинг, потребительское сотрудничество в сети, рекомендационные сервисы будут все более популярны. Ведь очевидно, что рациональнее получать информацию о товаре не от его продавца через рекламу, а из независимых источников, от других потребителей. Главным направлением развития рекомендательных сервисов может стать совершенствование системы защиты от косвенной рекламы товаров, размещаемой агентами продавцов под видом рекомендаций.
Групповые скидки практически всегда наиболее выгодны. Пользователям для того, чтобы получать их необходимо кооперироваться. Рационализация при помощи интернета уже коснулась сферы скидочной торговли. Объединение пользователей для получения групповых скидок стало хитом последних лет. Оно развивалось, в основном, по образцу пионера этого бизнеса – американского гиперуспешного «Группон». Сейчас старые, прежде всего купонные скидочные схемы начали исчерпывать себя. Стало ясно, что нужны другие решения. Новые сервисы помогут получать скидки, мобильные не только в пространстве, но и во времени, т.е. предоставляемые через мобильный интернет, быстро и на короткое время. Базой для таких решений могут стать потребительские сети, объединяющие потребителей друг с другом и с продавцами услуг. Рестораны, клубы, кафе, магазины, различные салоны могут рационализировать свою работу, представляя в случае недогрузки производственных мощностей мобильные скидки кратковременного действия. Информацию о скидках продавцы будут оперативно распространять через мобильные потребительские сети. К примеру, если зал ресторана пуст, его менеджеры, чтобы быстро привлечь клиентов, смогут оперативно информировать их о большой групповой скидке, действующей на протяжении короткого времени, автоматически разослав сообщение всем участникам потребительской сети, внесшим рестораны в список своих интересов. Потребителям, наиболее заинтересованным в скидке, останется только убедить своих френдов воспользоваться ею.
Интернет-рационализация приведет к тому, что вслед за многими оффлайн-магазинами и посредниками-экспортерами уйдут традиционные интернет-ритейлеры. Будет создана система автоматического объединения запросов пользователей из разных стран для оптовых закупок товаров, также из различных мест производства. По этим запросам смогут производиться закупки оптовых партий товаров и доставка этих товаров до дверей покупателей. В этом случае интернет-магазины превратятся в виртуальные расчетно-логистические центры без складов и сложной оффлайн-инфраструктуры, работающие в партнерстве с различными почтовыми службами. Не думайте, что все это дело далекого будущего. Завтра уже наступило. Мы с коллегами из эстонской почты уже сейчас занимаемся созданием такой системы.
Окончательно интернет-торговля победит традиционный шоппинг, когда выбрать товар в интернете будет удобнее, чем в оффлайн-магазине. Могу предположить появление нового вида поисковиков по товарам. В них человек будет забивать параметры своего тела, тип необходимой одежды и вкусовые пристрастия и получать предложения обуви наиболее соответствующей конфигурации ступней, одежды подходящей к его фигуре, росту и возрасту, вкусу и т.д.
Рационализация через интернет уже преобразила рынок. Впереди новые проекты, помогающие покупать дешевле, проще, быстрее, удобнее и без лишних посредников.