Важнейшей целью Ассоциации является привлечение внимания общества к проблемам будущего, начинать решать которые необходимо уже сегодня.
Интервью после интервью архитектора-футуролога Артура Скижали-Вейса в передаче первого канала Наедине со всеми – «Взгляд в будущее».
Автор: Скижали-Вейс Артур Владимирович
«Каждому человеку любопытно заглянуть в будущее. И не только в свое собственное, но и в будущее детей и внуков. Некоторые просто мечтают, но есть и те, кто пытается научно прогнозировать, каким будет мир через несколько десятилетий. Это футурологи. Всегда находились скептики, которые крутили пальцем у виска, полагая, что будущее невозможно изучать научно. Тем не менее, многие предсказания футурологов и писателей-фантастов уже сбылись». Из официального пресс-релиза передачи.
30 декабря 2014 года на первом канале телевидения в новогодние праздники произошло знаменательное событие в культурном и научном Медиа пространстве России. Состоялась масштабная презентация популярной программы «Наедине со всеми» в новом научно-документальном формате – «Взгляд в будущее». «Наедине со всеми» – это программа портрет, где дают интервью самые известные, успешные, творческие и популярные люди России, такие как Елена Образцова, Лев Лещенко, Денис Мацуев, Владимир Жириновский, Николай Валуев, Михаил Шемякин и многие другие. Однако впервые в столь популярную передачу пригласили архитектора-футуролога, где нужно было не только дать интересное интервью известной телеведущей Юлии Меньшовой, но и сделать ряд футурологических прогнозов, продемонстрировать свои творческие работы, образное мышление, стать научным консультантом и экспертом программы о будущем.
Конечно, выбор главного героя передачи продюсером и редакторами программы стал не случайным, они внимательно изучили мое авторское досье и весь «бэкграунд» как приглашенного гостя. Им хорошо было известно, что я успешно занимаюсь архитектурным фантазированием на протяжении 15 лет, пишу в СМИ научные футурологические прогнозы, имею хорошую лекционную школу как преподаватель, являюсь членом Ассоциации футурологов России, членом Союза московских архитекторов, вхожу в энциклопедию Википедии как известный архитектор-фантаст и футуролог, являюсь лауреатом и победителем архитектурных конкурсов и т.д. В течение передачи стояла задача не только уверенно, ярко и профессионально выступить, но и подготовить ряд научных рефератов с авторскими комментариями по всем темам передачи. В ходе подготовки к передаче мне было предложено не только проанализировать огромный объем предоставленной информации, но и выработать свое профессиональное мнение и сформировать новый взгляд в Будущее – «New look». Сначала акцент передачи был сфокусирован в основном на архитектуре будущего, но затем темы интервью сильно расширили, и получился комплексный подход, рассчитанный на максимально большую аудиторию телезрителей. Это было решение и техническое задание редакции программы, с чем я, надеюсь, успешно справился. Однако важно было не только профессионально творчески выступить, но быть телегеничным в кадре, управлять своими эмоциями и сдерживать волнение, учитывая масштаб и резонанс будущей передачи. В этом вопросе мне пригодилась школа и опыт предыдущих съемок в телестудии «Комсомольской правды» о «Проектах и городе будущего», «НТВ» в передаче «Энциклопедия изобретений» и на различных профессиональных площадках, включая мой мастер-класс на международном фестивале «Зодчестве-2013», где я делал «Футурологический прогноз Москвы будущего» и т.д.
В передаче «Взгляд в будущее» наряду со мной принимали участие также и ведущие российские ученые, занимающиеся вопросами долголетия и старения, такие как Максим Скулачев, вопросами производства искусственных органов с использованием технологий биопринтеров Юсеф Хесуани, известный журналист и ведущий Владимир Познер взявшийся испытать на себе эликсир долголетия. Все они были включены как материал кинодокументалистики по обозначенным темам. Кроме этих тем в передаче были подняты вопросы «Цифрового бессмертия», «Бионических конечностей» и протезов, «Робототехники» и массового производства роботов, «Индустрии развлечений» и голографический концерт Майкла Джексона.
Стоит отметить, что неожиданным завершением передачи выступил Игорь Никитин, директор «Балла роботов», который привез в студию своего «прокаченного» робота-актера «Тэспиана», русифицированного и адаптированного под участие в этой передаче. Тэспиан не только стал в передаче новогодним сюрпризом – спел песню, но и продемонстрировал широкой публике новый тренд будущего – нарастающие темпы роботизации крупных городов и свои универсальные возможности нового программируемого помощника человека, идущего на смену персональным компьютерам.
Отдельной моей темой, которую я подготовил для интервью, стала «Одежда будущего», где я постарался собрать воедино некоторые возможности, дизайнерские идеи по всему миру и мои авторские творческие идеи, которые помогут зрителям почувствовать грядущие принципиальные изменения в повседневной одежде с учетом последних научно-технических разработок.
Футурологический прогноз – №1: «Одежда будущего, креативные тенденции, функциональные возможности и новая эстетика».
Информационная одежда.
Нано технологии превратят одежду в компьютер.
Первое, нанотехнологи хотят превратить кусок полотна в компьютерную матрицу – превращение хлопковой ткани в транзисторы и электрические цепи, органические транзисторы, сенсорный экран и т.д. Эти модели одежды будут следить за здоровьем человека, мониторить основные параметры организма (температуру, пульс, давление и т.д.), в случае ухудшения оповещать владельца или даже вызывать скорую. Эта одежда может служить и навигационным маяком для потерявшихся людей. Одежда может стать рекламным и функциональным указателем для различных профессий и условий работы.
Второе, одежда может быть и традиционной, но в нее будут монтироваться при производстве различные крошечные гаджеты, аудио – видео нано техника и пульты управления. Например, шапка/кепка – шлем, в которую вмонтированы наушники для музыки или опускающийся экран-козырек с прозрачным экраном – дисплеем. Куртка, у которой в рукав монтируется мобильный телефон или пульт управления, а на спине высвечивается информация или просьба владельца к окружающим людям – «говорящая одежда» – (моя идея).
Терморегулируемая одежда.
Одежда с функцией терморегуляции, способная летом охлаждать как кондиционер, а зимой как печка подогревать тело владельца, поддерживая нормальный – комфортный температурный режим в зависимости от температуры внешней среды – (моя идея всесезонной куртки).
Сейчас известные спортивные фирмы Nike и Adidas изготавливают спортивную одежду, которая выводит влагу из организма, т.е. после активных занятий спортом тело остается сухим, а одежда становится мокрая.
Подзаряжаемая одежда.
Конечно, как любой носимый гаджет одежда будущего должна подзаряжаться на ходу: от солнца, от ходьбы, от качения-трения, от избыточной температуры тела или стационарно ночью на специальных вешалках-подзарядках – (моя идея).
Одежда – трансформер.
Умная одежда будущего способна будет трансформироваться. В известном фильме Гайдая: «Брюки превращаются, брюки превращаются в оригинальные шорты». Идея не нова, но в будущем появляется возможность не механически, а с помощью пульта и электроники изменять длину, форму, цвет, водоотталкивающие свойства, цвет одежды и т.д.
Экспресс одежда или разовые/недолговечные модели.
Возможно, и такие эксперименты проводятся по изготовлению одежды с помощью спрея. При нанесении одежды из баллончика на тело гель застывает и образует некую синтетическую ткань – уже есть, которую можно затем снять, срезать или смыть при желании – (моя идея). При этом по желанию автора можно самому изготавливать одежду под свой вкус, меняя орнаментальные узоры, различную комбинацию гелей и длину по своей фигуре.
Одежда – эмоциональный сигнал и камертон настроения владельца. (Моя идея)
Свечение одежды и цветовые коды настроения. Некоторые модели интерактивной одежды будущего будут светиться в темноте, превращая людей в «светлячков». Свет и цвет будет меняться не только в зависимости от наружного освещения и времени суток, но и от эмоционального настроя владельца. Например, молодая девушка желающая познакомиться подает сигнал в виде специального яркого заметного свечения и цвета одежды как в природе в период размножения. Человек, уставший после работы, обесцвечивает свою одежду и сигналит серыми и спокойными тонами, чтобы его не беспокоили. Инвалиды носят одежду предупреждающую, чтобы им помогли в дороге. Одежда спецслужб включают свои традиционные проблесковые маячки, звуковое сопровождение и т.д.
Одежда для суперменов. (Моя идея)
В известных фантастических фильмах «Человек паук» или «Бэтмен» нашли идеи костюмов увеличивающих силу своих персонажей и атрибутирующих их как людей обладающих сверхвозожностями. Одежда – экзоскелет, увеличивающая силу и выносливость своего владельца станет также перспективным направлением. По существу это будут костюмы – сверхлегкие скафандры с новыми возможностями. Возможно комбинирование киберпротезов со специальной одеждой человека как нового направления в моде для инвалидов.
Терапевтическая одежда.
Появление омолаживающей композитной одежды, ранозаживляющей с микрокапсулами при соприкосновении с кожей человека она насыщает ее необходимыми препаратами. Аналог антицеллюлитных колгот.
Самовосстанавливающаяся – «вечная» одежда. (Моя идея). Одежда с функцией самовосстановления и регенерации, у которой благодаря программе восстановления композитная эластичная ткань самоуплотняется и перераспределяется при возникновении дырок и разрывов.
И конечно наиважнейшей темой передачи стала «Архитектура будущего» и тесно связанная с ней тема «Транспорта будущего», проектирование новых типов зданий, начиная от «Объемно-пространственных структур нового поколения» до «Интерьеров будущего». Редакции показалось важным и интересным рассказать об этих аспектах, включив в передачу мои футурологические прогнозы, а также мои многочисленные авторские футуристические архитектурные рисунки – образы будущего, которые были подготовлены мною накануне, высланы в редакцию и использованы в программе интервью – «Взгляд в будущее» для создания визуального ряда и фона передачи.
Футурологический прогноз – №2: «Транспорт будущего».
Будущее ознаменуется появлением новых видов транспорта, что приведет к появлению новых типов зданий, которые спроектированы с учетом использования этих прорывных технологий и формирования принципиально другой инфраструктуры обслуживания людей. Появятся здания, в которые люди будут попадать не только с уровня земли и традиционного тротуара с 1- 2 или цокольного этажа, а будут заходить в здание с крыши, промежуточных этажей, посадочных отсеков и модулей, которые будут встроены в здания, пользуясь воздушным и надземным транспортом. Многочисленные воздушные аэропарковки станут таким же привычным явлением, как и наземные для автомобилей. Новые перспективные виды транспорта будущего: летающие автомобили, магнитопланы, струнный транспорт Юницкого – RSW, вакуумный транспорт Элона Маска, дирижабли и планеры. Эта открывающаяся перспектива их использования изменит не только объемно-планировочную структуру самих зданий, но изменит кардинально весь облик и силуэт наших городов. Время остроконечных отдельно-стоящих «жилых небоскребов» с жалким подъездом внизу прошло, им на смену придут объемные тропосферные города с хорошо развитой воздушной инфраструктурой подвесных улиц, площадей, бульваров, мостов, аэропарковок, скоростных магистралей и инженерных коммуникаций.
Футурологический прогноз – №3: «Прорывные технологии, умные здания и роботизация».
Новые строительные технологии, применение новейших строительных материалов, инженерных систем, использование возобновляемой энергетики, компьютерных технологий и универсальных конструктивных решений позволят создавать новый облик зданий будущего. В строительстве будут активно использовать строительные 3-D принтеры, нанотехнологии, композитные материалы, инженерные системы использующие энергию солнца и ветра. Появятся «умные» здания-трансформеры способные оптимизировать свою объемно-планировочную структуру по специальным компьютерным программам, волеизъявлению арендаторов и техническим заданиям заказчиков. Здания-трансформеры будут проектироваться с поворачивающимися этажами, раздвигающимися крышами и стенами, выдвигающимися балконами, сужающимися и расширяющимися оконными и дверными проемами, изменяемой высотой этажей, изменяемой кривизной покрытия и т.д. Появятся модульные конструкции зданий, превращающие строительство в грандиозный городской конструктор, в котором можно на одних и тех же фундаментах или конструктивной основе модернизировать или заменять крупные и мелкие функциональные элементы. Архитектура станет динамичной изменяемой в зависимости от функционального назначения и социального заказа общества. Появятся и мобильные здания, которые можно перевозить с места на место или они сами будут переезжать на новые места.
И самое важное появятся новые потребители архитектуры будущего это роботы и киборги, которые наряду с обычными людьми заполнят наши города. Эту технорассу нужно будет производить, продавать, расселять и обслуживать, создавая новые типы архитектурных сооружений и технопарков.
Футурологический прогноз – №4: «Вертикальные города».
В будущем произойдет существенный рост численности населения городов на планете, увеличится продолжительность жизни, начнется массовое производство роботов и киборгов (андроидов). Будут нарастать темпы и объемы промышленного производства и потребления, появится острая нехватка земли под новое строительство, существенно возрастет цена каждого гектара и квадратного метра. Сокращение, резервирование сельскохозяйственных площадей и дороговизна земли в городах вызовут появление «вертикальных городов» и высокоплотных мегаструктур нового поколения. Эти мегаструктуры, растущие в тропосферу не на сотни метров, а на километры будут формировать новый тип городов, интегрированных между собой по воздуху. Вертикальные районы таких городов будут иметь вертикальное зонирование, где нижняя жилая часть будет заселена обычными людьми, контактирующими с жителями нижнего мира из традиционных плоскостных городов, а верхняя часть на 2-5 км. будет занята роботами, киборгами и техническим персоналом, работающим в круглосуточном режиме. Со временем в отдаленной перспективе мегаструктуры и вертикальные города будут образовывать гигантские надземные транспоселения, которые станут буферной зоной между наземными историческими городами и орбитальными городами в космосе. Причем в их шлюзовые отсеки будут садиться также многоразовые космические челноки, а в транспортных шахтах будут курсировать скоростные космические лифты.
Футурологический прогноз – №5: «Интерьер умного дома будущего».
Вербальный образ модели жилища будущего по помещениям:
«Виртуальные гостиные» (общие пространства дома).
Виртуальная гостиная – цифровой портал, высокотехнологичное пространство в котором можно встречаться со своими друзьями, родственниками, гостями и т.д., устраивать у себя дома любого масштаба вечеринки, праздники и т.д., пригласить на вечеринку виртуального Майкла Джексона, который споет или своего цифрового умершего родственника – прадедушку, который произнесет тост за Ваше здоровье в реальном мире.
«Геймерские» – детские комнаты.
Детские комнаты, в которых родители и их дети в зависимости от возраста, пола и т.д. моделируют благоприятную среду для обучения, отдыха, игр и т.д. с помощью технических спецэффектов. Данная идея появилась у Рея Брэдбери в 1950 г. В рассказе «Вельд». В нем дети воспроизвели Африканский Вельд с интерактивными львами.
«Аватарские» – спальни дома.
Спальни умного дома, где можно программировать свой сон и заказывать (вызывать) полезные сновидения под свой жизненный цикл и ритм, переключая подсознание. Вместо обычных кроватей – капсулы для сна, где можно выбирая любые «аватары» перемещаться в другие миры.
«Роботизированные кухни».
В процессе приготовления пищи используются: умные печки, микроволновки, плиты и т.д. создающие любой кулинарный каприз по рецепту, транслируемому через Интернет. Приготовление блюд, например, сведется к годовой подписке на меню из элитного ресторана. Кухонные 3-д принтеры будут обычной встраиваемой опцией в оборудование кухонь.
«Ванные комнаты – симуляторы».
Ванные комнаты способные технически вызывать ощущение морского прибоя, иллюзию прозрачного озера, природного водопада и т.д. в зависимости от запущенной программы. Терапевтические функции: массаж, обогащённые смеси, регенерация порезов, ушибов и т.д.
«Виртуальный офис» – рабочий кабинет.
Виртуальный офис на дому будет позволять полноценно работать в режиме удаленного сотрудника, избегая бессмысленных каждодневных маятниковых поездок по городу. Работа с коллегами, заказчиками и производителями в режиме виртуальной реальности, теле-видео-конференции, управление офисными киборгами и роботами, находящимися на производстве далеко от дома станет обычным явлением.
К большому сожалению некоторые из этих подготовленных мною футурологических прогнозов так и не успели прозвучать полностью в передаче из-за лимита времени съемок, технического регламента, позиции редакторов которые решили, что архитектуры будет многовато и эта тема будет сложновата для восприятия массовому обывателю за праздничным новогодним столом. Подготовленную мной тему «климатических изменений» было решено вообще не поднимать, из-за страха потерять желанную аудиторию и мажорное новогоднее настроение. На мой взгляд, и сейчас я убеждаюсь в этом все больше, после широкого проката этой передачи тема Будущего может и должна стать долгоиграющей темой, не привязанной к сиюминутному праздничному застолью. Многие компании, владельцы разных фирм оформили подписку на эту передачу у первого канала, выложили на своих ресурсах через ЮТУБ и любовно вырезали под себя лакомые куски (отрывки) посвященные разным темам, например про «Робототехнику», вырезав концовку с роботом Тэспианом. Кто-то решил сделать из этой передачи отдельный ролик про «Бессмертие и долголетие», некоторые переназвали передачу – Футуролог в гостях у передачи «Наедине со всеми». Компания RSW (Струнный транспорт Юницкого) увидев свои разработки в видеоряде, бросилась сначала активно комментировать официальный ролик, а затем по-хозяйски утащила на свой сайт всю передачу. Передача «выстрелила» и так быстро разошлась по сети, что сейчас ее можно встретить даже на «Запорожском портале Украины», несмотря ни на какие политические разногласия и т.д.
По итогам новогодних праздников, за 10 дней передача «Взгляд в будущее» набрала на ЮТУБ около 5500 просмотров и попала в топ «Лучших на ТВ» – http://www.youtube.com/watch?v=Mv1dfx3JqC8.
Передача существенно опередила таких конкурентов как «Пусть говорят» – «Мечты под Новый год» от 30. 12.2014 (около 2000 просмотров) с Андреем Малаховым, «Давай поженимся» от 24.12.2014 (около 1800 просмотров) и т.д. Сейчас передачу продолжают также активно смотреть, и она набирает 6500 просмотров. На мой взгляд, успех «Взгляда в будущее» связан не только с моим успешным выступлением, но и с интересом публики к футурологии и прогнозированию, поданном в новом необычном формате, а также усталостью от бесконечных «мыльных опер», красивых пустых новогодних шоу, где господствует «розовощекий глянец с богатой капиталистической фактурой». Аудитория российской интеллигенции с воодушевлением восприняла передачу, почувствовав в ней некий драйвер роста к выстраиванию перспектив будущего развития страны, несмотря на нарастающий экономический кризис в стране, падение инвестиций и санкции. Футурология заинтересовала как обывателей – мечтателей так и всех профессиональных творческих людей, которые хотят жить завтрашним и послезавтрашним днем! Что еще можно большего пожелать футурологии и прогнозированию в новом 2015 году? Наверно новых интересных проектов, научных исследований, резонансных передач, спонсоров – доброжелателей, журналистских откликов, хороших публикаций, дальнейшего профессионального развития и конечно новых последователей и единомышленников нового взгляда в Будущее!
Архитектор-фантаст и футуролог Артур Скижали-Вейс.
20. 01. 2015 г.