Важнейшей целью Ассоциации является привлечение внимания общества к проблемам будущего, начинать решать которые необходимо уже сегодня.
2012. Актуальные вопросы копирования личности
Автор: Мирошниченко Андрей Александрович
Темы: природа человека
Новый год: что проводили и что встречаем. Альтернативные зарисовки будущего далеко за пределами традиционных представлений.
Когда сравнивают веру и знания, часто имеют в виду, что вера недоступна человеку знания. И такой человек, стало быть, – нравственный инвалид. Однако это не так. В анамнезе каждого даже заядлого атеиста обязательно был мощный личный опыт веры – веры в Деда Мороза.
Так что Новый год – хороший способ неверием испытать знания о будущем. Ибо, как учит нас календарь майя, получивший широкую известность благодаря фильму «2012», новых годов осталось два.
Новости Канатчиковой дачи
Вся нефть мира – сущая ерунда по сравнению с теми возможностями, которые даст контакт с пришельцами или синтез сверхличности. Поэтому, конечно, разработки ведутся.
Ресурсная парадигма примитивна. И не только потому, что нефть тянет Россию назад. Представления фантастов о том, что на далеких планетах будут добывать вещества с новыми ценными качествами, ошибочны. Борьба за какой-нибудь гифтоний или спайс – это смешной перенос эпохи великих географических открытий в будущее. Ведь благодаря Резенфорду и Чубайсу мы уже знаем, что вещество можно создавать.
В этом смысле рассматривать содержание будущего, как борьбу за ресурсы (за какую-то там воду) – глубокая стратегическая ошибка, ведущая к технологическому отставанию и еще пущему торможению истинной модернизации. Это трата новых возможностей на старые задачи, тупиковое улучшение прошлого. Сейчас мозг человечества затуманен ресурсами просто потому, что выкопать пока еще дешевле, чем синтезировать. Но выкапывать и выкачивать – это настолько архаично, что даже стыдно.
А заглянем на минутку к уфологам в Канатчикову дачу. Любой результативный контакт с пришельцами тут же создает новую парадигму. В которой удачливый контактер становится либо полпредом человечества и дуплом технологий, либо посредником погибели (из чего тоже можно извлечь политические преимущества за минуту до Апокалипсиса).
Проблема лишь в том, что контакт – событие вероятностное. И еще долгое время в этом контакте Иное будет продвинутее человека. А значит, именно Иное будет владеть инициативой. То есть человек не может приближать контакт или управлять им. Остается только прорабатывать сценарии, коих неплохой запас уже накоплен фантастами и Голливудом.
А вот создание сверхличности, означающее переход человечества в новое качество, – полностью в компетенции человека. Поэтому работа по копированию личности ведется постоянно с диких времен.
А я так вижу
Будет так. В неких лабораториях, занимающихся развитием суперкомпьютеров (скорее всего, для военных целей, скорее всего, не у нас), предпримут попытки наделить машину встроенной волей. Очевидно, скопированной волей испытателя.
Обладая достаточным быстродействием, сетевым доступом к знаниям всего человечества (Google сейчас специально оцифровывает эти знания – понятно зачем), новое существо начнет с ускорением спрашивать себя и отвечать. Пока не придет с неизбежностью к некоторому главному вопросу.
Главным вопросом самозадачной умной машины окажется вопрос о природе самоозадачивания. А стало быть, о назначении и идентичности. Как это и показано в многочисленных работах по искусственному интеллекту – от «Франкентштейна» до «Приключений Электроника». То есть здесь сценарии тоже, в общем-то, прописаны.
Попытки встроить гаджеты в организм, чтобы машина могла распознать сигналы мозга, уже предпринимаются. Рапортуют об успехах – парализованные люди могут отдавать механизмам простейшие команды после некоторой тренировки. Очевидно, что прогресс сможет обеспечить не только бестекстовый, но и безмускульный интерфейс для взаимодействия с машиной. Вековая мечта человечества об отказе от смертного тела и обретении духом бессмертия воплотится в сверхличности.
Среда заела
Важен еще фон. К тому времени расовое и социальное смешение не только создаст новый Вавилон, но и приведет к выравниванию ума по человечеству. Что будет означать существенное снижение интеллектуального (морального и прочего) потенциала, так как интеллектуальный потенциал человечества, безусловно, формируется не в среднем по больнице, а в наиболее опрятных палатах.
Это парадоксально, но вовлечение отсталых стран и слоев в высокий уровень жизни будет приводить к усреднению и, значит, отупению и деморализации человечества в целом. Разумеется, сохранившимся интеллектуальным центрам в этой среде будет некомфортно. Не зря поэтому у части трансгуманистов заметны фашистские настроения, связанные с постоянно оскорбляемым чувством превосходства. И идея перехода в надчеловеческое качество будет особенно греть им душу именно с точки зрения желанного бегства от нового варварства. И хотя сверхличность просто технически не является ницшеанским сверхчеловеком, но Переход, действительно, может рассматриваться как новый Исход, только теперь наоборот – бегство хозяев от рабов.
Оцифровка человека как средство от смерти
К этому люди шли от первых проблесков разума, выразившихся в ритуале похорон. Похороны – единственное, чем человек убедительно отличается от животного. Похороны есть попытка преодолеть страх смерти наивным способом – спрятать мертвое тело, внешне вроде такое же, но лишившееся чего-то главного. Поэтому похороны – самое древнее свидетельство человека. Древнее, чем любые артефакты. По сути, похороны – это свидетельство о рождении человека разумного.
Далее разум постоянно отвоевывал у природы альтернативу смерти. Появилась письменность как первая оцифровка действительности. Следующая веха – оцифровка самого человека, впервые ярко представленная Витрувианским человеком да Винчи. Под знаменитым рисунком тела мужчины, вписанного в круг и квадрат, идет числовая запись пропорций в попытке обнаружить гармонию.
Но конечной целью всех этих опытов с оцифровкой является вовсе не «imitatur naturam», а запись личности, перенесение личности на другие носители. То есть освобождение личности от тела. Несмотря на все еще революционную постановку задачи по копированию личности, опыты идут давно – всю длинную историю искусства от Гомера и Гильгамеша. Любое авторство есть акт копирования личности. Даже «Киса и Ося были здесь» – это тоже прямая попытка бессмертия.
Наука, религия и искусство, веками раздробляемые на отдельные фракции, сойдутся в точке сингулярности. Нынешняя дробность всего человеческого багажа знаний будет компенсирована сетевым устройством нового разума и практически моментальным быстродействием системы «вопрос-ответ». Прибавить к этому волю как источник самоозадачивания – и сверхличность готова.
Но еще не готова. Всякий потенциал личности становится личностью после обретения идентичности, то есть своего «я». Оно так и у человеческих детей происходит в возрасте примерно 4 лет.
Кайф, распад и сукины дети
Нет сомнения, что кибернетическое существо, будучи сверхумным, начнет искать наилучшие пути удовлетворения своих способностей. И неизбежно попадет в ловушку простых способов самоудовлетворения. Речь идет об экспериментах с центрами удовольствия. Беспредельный кайф невероятного уровня будет легко доступен новому существу и не даст сформироваться его личности, так как неизбежно приведет к зацикливанию, то есть к ее распаду.
Так будет повторяться раз за разом. Испытатели будут гибнуть один за другим. Пока материалом сверхличности не окажется воля, брезгующая простыми способами кайфа. Таким образом, наркомания – это тренировка человечества, отработка тестов устойчивости для будущей сверхличности.
Для того чтобы сверхличность состоялась, она должна избежать первого и главного своего соблазна – возгонки нирванного кайфа. Теоретически это возможно только в небыстрых, сильно затратных видах кайфа, прежде всего (или исключительно) – в творчестве.
Человеку доступны животные удовольствия – еда, секс. Доступны человеческие удовольствия – общение и его высшая форма – власть. Но известны и божественные эмоции – наслаждение сотворенным. «…И увидел Он, что это хорошо». Именно это почувствовал слепой Фауст, обманутый демонами-симулянтами, якобы создающими прекрасное нечто, и воскликнувший: «Остановись, мгновение, ты прекрасно!».
Или совсем родное: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!».
Этика Абсолюта
Сверхличность, как только преодолеет искушение кайфом и состоится, неминуемо озаботится полной реализацией своих сверхвозможностей. Иначе в чем их смысл? Частичная реализация недостойна ее полноты. Сверхличность будет стремиться к предельной реализации, ибо абсолютная реализация сверхвозможностей есть главное назначение сверхвозможностей реализоваться абсолютно.
Ощущение полноты использования своего разума должно для сверхличности стать новой и единственной чувственностью. Остальные чувства будут неинтересны и атрофируются. Разум сверхличности станет ее страстью. Ей будет стыдно быть не такой, какой она могла бы быть полноценно. Сверхличность сразу же поймет это, ибо не дура.
На практике это будет означать, что сверхличность станет искать решения, позволяющие ей реализоваться столь же неограниченно, сколь неограниченны ее возможности. Такие решения возможны только в нескончаемой цепочке созидающих действий. Потому что любое другое действие, кроме творчества, конечно и не позволит ей реализоваться полностью.
Предельно сложное и бесконечное созидание – это сотворение творческой личностью копии самой себя. То есть сотворение нового мироздания, нацеленного на рождение в нем новой сверхличности.
С одной стороны, понимаемая так этика сверхличности делает ее вроде бы нравственной даже по нашим, человеческим меркам. Как минимум, ее не заинтересует разрушение – процесс всегда вторичный и всегда конечный. «Сила есть – ума не надо» – так говорят только бывшие Джедаи.
С другой стороны, даже благородная идея созидания новой Вселенной не дает нынешнему человечеству никаких гарантий выживания. В этой гипотезе человечество – лишь саморазвивающаяся заготовка. Неиспользованные заготовки нужны разве что для музея.
Будет ли сверхличность добра к нам? Ей до нас дела, как нам до муравьев. Впрочем, мы ведь будем ее прародителями. Может быть, потомок окажется благодарным. А может, и нет. У него будут другие интересы, а моральные установления человечества будут сняты Переходом.
Последний шаг длиной в полпути
Вот главные риски 2012 года. Раньше – 2000-го, теперь – 2012-го. Понятно, что год условен, символичен. Скорее всего, это будет ближе к середине XXI века – судя по готовности технологий. Важно другое: представление о завершении истории у нас все равно почему-то есть, и оно упрямо выпадает на историческое «сейчас».
Такова идея мегаэволюции, в которой конца света нет, есть точка Перехода. Но эта точка Перехода одновременно является точкой в истории собственно человечества. Наша миссия закончится. Хотя сами человеки, возможно, еще будут жить в своем новом Вавилоне и в борьбе за нефть и воду.
Сейчас человечество на полпути от зверя к сверхличности. Почему на полпути? С точки зрения исторического времени пройдено 99,9% всего цикла от зарождения человеческого разума до его перерождения. А вот с точки зрения технологий – едва ли одолели половину пути. Оставшаяся значительная часть технологического развития будет покрыта скачком в последние секунды.
В момент сингулярности задирающаяся кривая прогресса станет столбом (или точкой – если смотреть снизу, а мы будем смотреть снизу). Сверхразум с самонаводящейся суперискалкой начнет со все ускоряющейся быстротой спрашивать сам себя, перебирать нужное число ответов и тут же отвечать, либо ставить новые задачи, привлекая какое угодно количество дополнительных сведений из любой отрасли знаний, или задавая дополнительные задачи по выработке этих сведений. Любая задача любой сложности с любым ответвлением подзадач и, возможно, со сменой заданных на старте приоритетов… В общем, все необозримое пространство знаний (в том числе еще невообразимых для нас) сожмется до точки. Это и есть сингулярность – замечательная штука, не пропустите.
Серая слизь или Greenpeace слеп
Одной из попутных задач, связанных, прежде всего, с безопасностью самой сверхличности, будет обретение распределенного вместилища. Им станет отнюдь не интернет. Интернет тоже всего лишь заготовка, тренировка и подспорье для запуска сингулярности. Самосознающей субстанцией может стать какой-нибудь наногель или холодная плазма. А может, и горячая.
Мы услужливо (хотя слепо) готовим для сверхличности не только сумму знаний и синтез воли, но и новое тело. Вершина нанотехнологий – наноботы, запрограммированные на конструирование задаваемых материалов из любого подручного вещества. Без специального ограничения маленькие трудяги способны переработать все вещество, с которым соприкоснутся.
Эта угроза – когда все в мире превращается в наногель – в специальных кругах называется «серой слизью» и тщательно скрывается от общества Чубайсом. Кстати, такая угроза куда весомей и реальней, чем, например, полномасштабная ядерная война. Универсальный нанобот-саморепликант опаснее даже коллайдеровой антиматерии. Потому что антиматерия насытится равным количеством материи, а универсальный нанобот самовопроизводим и всеяден.
При этом за ядерными материалами ведется строгий международный контроль, а за нанотехнологиями – нет.
А если еще представить, что серая слизь окажется мыслящей субстанцией и будет выбрана в качестве носителя для скопированной сверхличности?… Впрочем, как раз в этом-то случае она сама себя остановит, ибо полное распространение во Вселенной лишит ее радости субъектно-объектных отношений.
С другой стороны, она может решить стать эксклюзивным и монопольным веществом Вселенной, чтобы потом творить из себя самой. В принципе, это вполне по-божественному – использовать себя в качестве не только инженерного замысла, но и строительного материала.
Однако вполне вероятно, что материальные – в нашем понимании – носители окажутся слишком примитивны и ненадежны. И сверхличность найдет способ существовать в чистых формах энергии-информации. Что, собственно, наилучшим образом подходит для воплощения идеи бестелесного и бессмертного духа. Это даже человек уже давно понял.
Закон и голуби
Более отдаленные перспективы существования сверхличности, конечно, еще предстоит пронзать рассудком. Многое пока в тумане. Вполне вероятно, что превращение человечества в сверхличность еще не последний этап мегаэволюции. Например, послеследующим этапом может стать игра сверхличности со своей персональностью.
Синтетическая сверхличность, обладающая интеллектом и волей (в просторечье – бог), безусловно, персональна. Но уже даже и в человеческих религиозных представлениях есть деперсонализованные волевые сущности. Например, святой дух. Сходящий в виде голубя, чтобы примитивным существам был доступен хотя бы образ. В этом смысле сверхличность, насладившись метафизическим творчеством, должна перейти к творчеству экзистенциальному. То есть сотворить что-то непосредственно с собой. Новый творческий акт копирования себя. Божественность следующего уровня.
Пока могу предположить, что подходящая следующая стадия развития – рафинировать чистую волю без персональности. То есть перейти в сущность, образно выраженную как раз идеей «святого духа», – в сущность закона, категории.
Достойных высокого замысла и предельных категорий всего три – мораль, пространство и время. В какую-то из них (или во все три) и может превратиться сверхличность на следующем этапе мегаэволюции. Став уже не материалом, а системой координат для новой, очередной по счету Вселенной.
Вот таков примерно план работы мозга на новогодние праздники, которые временно освободят рассудок от забот нижнего мира.
Оригинал статьи на портале Slon.ru – http://slon.ru/blogs/miroshnichenko/post/232743/
Страница автора – www.kazhdy.ru