Важнейшей целью Ассоциации является привлечение внимания общества к проблемам будущего, начинать решать которые необходимо уже сегодня.
АССОЦИАЦИЯ ФУТУРОЛОГОВ
ФУТУРОЛОГИЯ. ПРОГНОСТИКА МОДЕЛИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО
Новости Ассоциации, Тексты членов Ассоциации
Нанобиотех: ошеломляющие перспективы и неизбежные потрясения
Темы: конференция, нанотехнологии, общество, техника и технологии, футурология
В январе 2008 года в Абу Даби (ОАЭ) состоялся симпозиум «Nano Technology: Potentials and Challenges». Информация о выступлении российского футуролога была размещена на сайте премьер-министра:
“Профессор Владимир Кишинец, эксперт Федерального государственного центра социальных исследований, сказал в лекции, прочитанной в Центре информационных технологий, что нанотехнологии являются одним из наиболее важных направлений развития человечества. Использование нанотехнологий и инвестиции в них облегчат жизнь на Земле в будущем, поскольку будут созданы инновационные решения многих проблем в различных областях. Недавно были привлечены значительные ресурсы для развития нанотехнологий как в США, так и в России. Он пояснил, что нанотехнология – это новая технология, которая еще не была внедрена, большинство продуктов и механизмов, производимых на основе этой технологии, все еще находятся в стадии эксперимента. У экспертов и исследователей нет четких и целостных предубеждений относительно конечных результатов научно-технических разработок в этой области. Такая позиция указывает на важность анализа и прогнозирования человеческих аспектов следующего этапа научно-технического развития.”
Кстати, в Дубае с 2022 года работает “Музей Будущего”
Далее тезисы доклада:
Уважаемые участники симпозиума!
Разрешите, прежде всего, выразить признательность организаторам нашей встречи за предоставленную возможность обсудить проблемы одного из самых актуальных направлений развития человечества — нанотехнологий (НТ).
Сегодня, как известно, на разработку НТ уже мобилизованы такие серьезные ресурсы в США и России, что ситуация напоминает атомные проекты середины прошлого века. (Для справки: в России на госпрограмму развития НТ на сегодняшний день выделено 200 млрд. руб.)
Нетрудно, однако, заметить существенное различие: атомные проекты имели четкую цель – создание ядерного оружия, а разрабатываемые для этого новые технологии и новые производства были лишь средством реализации этой цели. С НТ ситуация парадоксально иная: – родилась вне связи с какой-либо конкретной практической задачей. Да и сегодня, как показывают исследования, не только у простых обывателей, но и у специалистов нет ясного представления о том, куда нас может привести развитие НТ.
Гонка без цели?
Энтузиасты, в том числе и в российской власти, говорят о том, что благодаря НТ мы «скоро проснемся в ином мире», алармисты, как и положено, предрекают конец света в «серой грязи» (gray goo). И довершает картину отсутствие консолидированного понимания конечных целей научно-технологических разработок в области НТ и среди специалистов. Даже на уровне принятия глобальных решений существует некое интуитивное понимание важности разработки НТ, но не сформулированы конечные цели этого «проекта» (или, по крайней мере, пока не озвучены). Такая ситуация делает еще более актуальным необходимость анализа и прогнозирования гуманитарных аспектов грядущего этапа научно-технологического развития цивилизации.
Однако сегодня вряд ли имеет смысл предсказывать время создания конкретных технических устройств и, якобы, последующих за этим социально-экономических событий. Такого рода прогнозы нравятся публике своей наглядностью, но, как известно, никогда не сбываются, хотя и полезны тем, что привлекают внимание к проблеме. Более полезными представляются попытки уловить самые общие, глобальные тенденции, опираясь больше на логику и психологию, а не на сегодняшние представления о будущей технике. Технические прогнозы, в том числе и в силу своей гипотетичности, нужны лишь как «направляющие» для оценки перспектив реализации определенных общечеловеческих потребностей, но излишнее увлечение ими способно привести к неверным выводам. Так, в свое время А. Эдисон утверждал, что самолет станет «абсолютным» оружием, против которого нет средств обороны, и войны станут невозможны. Великий инженер ошибся в технических моментах, но незаурядный предприниматель оказался прав в понимании человеческой психики: дальняя родня самолета — ракетно-ядерное оружие — именно в силу отсутствия удовлетворительных средств защиты от него существенно понизило вероятность мировых войн.
С этой точки зрения возможное влияние НТ на человечество можно оценить по двум основным направлениям. Первое из них – это влияние через развитие машин.
Машинерия
Не без основания предполагается, что новые технологии позволят создать более совершенные механизмы. А так как мы существуем среди машин и благодаря машинам, то утверждается, что расцвет машинерии окажет самое чудесное влияние на нашу жизнь: «НТ изменят наш мир значительнее, чем пар и электричество вместе взятые…», «НТ кардинальным образом изменят все сферы жизни человека…» — в подобных высказываниях нет недостатка. Представляется, однако, что такие утверждения, как минимум, несколько преувеличены.
Действительно, вся жизнь современного человека обеспечена бесконечным числом технических устройств, а любые технологии реализуются, в конечном итоге, в двух областях – в оружии и в удовлетворении человеческих потребностей. Машины сначала избавили человека от сверхтяжелого физического труда, а затем стали обеспечивать все более комфортные условия нашего земного существования. И может показаться, что этот процесс не имеет границ. Однако это не так. Уже довольно давно в развитых странах уровень механизации жизни столь высок, что добавить к нему что-то существенное практически невозможно, сколько бы ни развивалась техника. Более того, человек уже намеренно вынужден снижать уровень комфортности, не шуточно изнуряя себя физическими нагрузками и ограничивая диетами. Новые машины, разумеется, будут способны внести что-то новое в нашу жизнь, как это сделали в области коммуникаций компьютеры (при экспоненциальном росте их сложности на протяжении нескольких десятилетий). Однако сегодня утверждать, что компьютеры «полностью изменили» нашу жизнь, как это ранее предсказывалось энтузиастами, было бы явным преувеличением. Вероятно, автомобили с помощью НТ можно будет сделать еще мощнее, мобильные телефоны еще меньше, но по большому счету это уже не сделает нашу жизнь радикально иной, существенно лучше или счастливее. Новые машины не создадут нам «нового, счастливого мира». Мы достигли предела влияния машинерии.
Похожая ситуация и в области вооружений. Разумеется, военные технологии будут продолжать интенсивно совершенствоваться, но пока нет оснований предполагать появления некоего нового «нано-оружия», которое сравнится или превзойдет по своей интегральной военной и политической «мощи» современное ракетно-ядерное оружие. А, следовательно, нет особых оснований говорить и о возможном перевороте в области вооружений.
Что касается «общих» опасений, связанных с развитием НТ, то, приветствуя в целом нано-алармизм как идеологию, охлаждающую необдуманный энтузиазм, нельзя утверждать, что НТ как-то по-особому опасны или «принципиально враждебны» человеку. Есть известный феномен боязни всего неизвестного. Для людей — самого «слабого звена» в цепи человек-техника — он полезен: ведь когда это чувство сменяется иллюзией безопасности, наступает время Чернобыля. Но НТ ничего принципиально нового здесь не привносят.
Существуют также опасения, что внедрение в жизнь новых технологий на основе НТ приведет к массовому закрытию традиционных производств, вызвав невиданные социально-экономические катаклизмы. Нет сомнений, что «старые» производства будут постепенно вытесняться, и это может вызвать определенное напряжение. Однако такие процессы идут постоянно, и со времен луддитов человечество приобрело опыт решения подобных проблем. Впрочем, эти опасения пока совершенно умозрительны.
Означает ли сказанное, что НТ — это полезные, но в целом «проходные» технологии, результатом развития которых могут стать дешевые телевизоры во всю стену и одежда, изменяющая свой цвет? Нет. Наше глубокое убеждение заключается в том, что НТ — это нечто даже более значительное, чем самые передовые и эффективные технологии. Возможно, они приведут нас к действительно потрясающим, глобальным переменам. Но это будут изменения, связанные не с миром машин, а с миром живого — с биологией человека.
Поле битвы – жизнь. Главная «цель» НТ.
Жизнь – это постоянное исполнение нано-физических процессов, по-атомное, по-молекулярное создание конструкций и новых белков по программам, записанным в ДНК или РНК. Любое живое существо, включая человека, есть не что иное, как симбиотический конгломерат миллиардов нанофабрик – живых клеток.
Понятно, что эффективно вмешиваться в биологию клетки можно только на нано-уровне. Сегодня уже достаточно много сказано о том, что такое вмешательство будет возможно, скорее всего, с помощью гипотетических нано-био-роботов, над подходами к созданию которых активно работают во всем мире. Потребность в таком вмешательстве жизненно необходима: подавляющее число серьезных заболеваний человека — это патологии клеток, а сегодняшние химические лекарства – это лишь вынужденный паллиатив.
Однако вопрос ставится шире. Несколько лет назад R. Freitas опубликовал известную работу [1] с теоретическим обоснованием возможности замены компонентов человеческой крови огромным числом наноустройств. Приведенные расчеты показывали, что такая «кровь» может быть существенно «лучше» обычной по разным параметрам. Таким образом, была озвучена мысль о возможности использования наномеханизмов не только для лечения болезней, но и для «модернизации» человеческого организма.
Отсюда один шаг до идеи сколь угодно долгого продления, с помощью нано модернизации тела, человеческой жизни — т.н. идея практического бессмертия. (Несмотря на то, что принципиальная возможность «практического бессмертия» сегодня не отрицается, на обыденном уровне она еще часто воспринимается как утопия. Однако, если вдуматься, эта возможность существенно менее фантастична, чем сам феномен жизни. Скорее трудно понять, почему такие сверхсложные, самоорганизующиеся, самовоспроизводящиеся структуры, как живые организмы, не существуют по 20 тысяч или 20 миллионов лет, а непременно погибают в течение весьма короткого времени).
Свойства человеческой биологии определяют тот факт, что здоровье и жизнь для нас — самое значительное достояние. По мере осознания того, что именно НТ есть единственный и реальный ключ к долгой здоровой жизни, создание нано-био-устройств станет самой главной задачей не только в области собственно НТ, но и в жизни человечества вообще, важнейшим человеческим приоритетом. Сегодня остается все меньше сомнений, что эта, по сути, самая гуманная в мире задача, рано или поздно будет решена. Однако на пути к этому нас подстерегают возможно самые серьезные в истории человечества испытания.
Прежде всего, было бы неверно представлять себе «практически бессмертного» («Nano Sapiens», как мы условно его называем) как обычного, но долгоживущего человека. Изменится не только биология тела, которое станет, по сути, совершенно иным. Эти изменения и законы целесообразности непременно приведут, как показано в [2], к полному изменению всех форм жизнедеятельности, к полному «отмиранию» того, что, собственно, делает нас людьми. Исчезнут, прежде всего, потребности в биологическом размножении и целый сонм связанных с этим инстинктов, смысл которых — в обеспечении существования короткоживущих, смертных существ. Если мысленно убрать из нашей жизни отношения между полами, потребность во власти, накопительство, а также все то, что связано с рождением, воспитанием детей, болезнями и смертью и т.д., станет наглядным, насколько существование «Практически Бессмертных» будет отличаться от нашего. Говоря иными словами, став «практически бессмертным», человеком претерпит полную метаморфозу и, собственно говоря, перестанет быть Homo Sapiens. Произойдет то, что мы называли Переходом (Perekhod): индивидуальные человеческие сознания перейдут в качественно иные, новые, измененные при помощи новых технологий «бессмертные тела». А отмирание инстинктов, подчинение которым не только обеспечивает существование нашего биологического вида, но и формирует буквально весь социально-экономический и политический облик земной цивилизации, полностью, до неузнаваемости изменит мир.
Самые серьезные проблемы
В новой цивилизации не будет «человеческих» социальных институтов, формируемых нашими инстинктами, не будет таких понятий, как власть, богатство, деньги, семья, дети, насилие, война и т.д. и т.п. Перемены при Переходе, таким образом, предстоят самые радикальные. Но чем серьезнее изменения в системе, тем менее она стабильна. Опасности переходного времени будут связаны с тем, что люди, утратив в значительной степени старые ценности, еще не обретут новых возможностей. В этот период для удержания мира от хаоса потребуются адекватные усилия, совершенно по-иному «устроенная» политика, новые, неизвестные нам сегодня способы сохранения стабильности.
Обсуждение деталей этих проблем потребовало бы слишком много времени, но вообразить их характер и уровень можно, обратившись к аналогии из новейшей истории. Переход от одной цивилизации к другой будет напоминать конец мировой социалистической системы, когда в одночасье на огромных территориях, во многих странах стал меняться социальный, экономический и политический уклад, отношение к собственности, к труду, к государственной власти; начались серьезные перемены в культуре, в быту, во многих других сферах. Представим себе все это, но усиленное «в разы», и происходящее не в десятке государств, а одновременно во всем мире, — стоит ли объяснять, насколько нестабильным может быть этот период? Совершенно понятно, что с вызовом подобного масштаба человечество еще никогда не встречалось, — период перехода, может оказаться самым опасным, самым драматическим моментом за все время существования нашего биологического вида.
Важнейшей особенностью перехода является то, что его невозможно отменить. Это объективный процесс, к которому человечество придет рано или поздно. Мы можем лишь слегка приблизить или отдалить эти события и подготовится к ним. Сегодня мы уже не находимся в неведении и должны понимать, что разработчики элементов наноробота работают, фактически, над проблемой человеческого бессмертия, а реализация бессмертия ведет нас к смене земной цивилизации. И масштаб предстоящих событий, несмотря на их определенную гипотетичность, требует уже сегодня прямо и смело взглянуть в будущее и начать готовится к решению ожидающих нас проблем.
В то же время нужно отметить, что в России, например, проблематике гуманитарных последствий развития НТ пока не уделяется должного внимания. Наша исторически сложившаяся проблема в том, что решение технических задач в России пока еще важнее, чем забота о том, что они принесут, в конечном счете, людям. Новое всегда позитивно – этот лозунг позволяет не задумываться над «мелкими» гуманитарными последствиями. Но рано или поздно на них придется обратить внимание всем, в том числе странам не занимающим ключевых позиций в гонке НТ, ведь последствия ее ощутят на себе все, вне зависимости от степени вовлеченности в научные разработки. Именно такие государства, а их в мире большинство, должны быть особенно заинтересованы в открытости научных исследований, в создании системы международного мониторинга гуманитарных применений НТ. В этом смысле сегодняшнее событие, участниками которого мы являемся – замечательный пример такой инициативы. Хочется надеяться, что она будет замечена и получит свое развитие в мире.
В заключение разрешите поздравить всех участникам нашей встречи с Новым 2008 годом и пожелать всем мира и процветания!
————————————–
[1] Robert A. Freitas Jr., Christopher J. Phoenix, “Vasculoid: A personal nanomedical appliance to replace human blood”, Journal of Evolution and Technology, 11(April 2002).
[2] Радимил Икеин, “Nano Sapiens, или Молчание небес”, Бератех, Москва, 2005.
Владимир Кишинец,
к.ф.н., ведущий научный сотрудник ФГНУ ЦСИ
Тезисы выступления «Нанобиотех: ошеломляющие перспективы и неизбежные потрясения» (Rus)
14 января, 2008 г.