Важнейшей целью Ассоциации является привлечение внимания общества к проблемам будущего, начинать решать которые необходимо уже сегодня.
АССОЦИАЦИЯ ФУТУРОЛОГОВ
ФУТУРОЛОГИЯ. ПРОГНОСТИКА МОДЕЛИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО
Новости Ассоциации, Тексты членов Ассоциации
«Автоэволюция» С. Лема и теория поствитализма
Темы: конференция, Лем, футурология
Добрый день, уважаемые коллеги!
Во-первых, хочу выразить признательность организаторам нашей конференции, которая подтверждает, что отечественное литературоведение способно чутко реагировать на вызовы современности. Это показательно, что именно Музей истории российской литературы уловили возрастающее значение футурологии в современном мире, который стоит сегодня на пороге радикальных перемен. (2)
Перемен не только геополитических, которые сегодня немало всех заботят, но и существенно более глубоких, гуманитарно-цивилизационных, сравнимых с такими ключевыми, поворотными вехами истории человека, как появление первых орудий, сельского хозяйства, использования энергии пара, промышленной революции, эры электричества.
Источник этих перемен — зарождающиеся сегодня новые технологии, которые по своей мощности и значению способны превзойти все ранее созданное человеком. (2 слайд)
И это будущее надвигается на мир во все ускоряющемся темпе. В этой ситуации системное изучение будущего, наличие отечественных футурологических исследований становятся уже не просто занимательным интеллектуально-философским развлечением, но насущной стратегической, государственной необходимостью. Без собственной отечественной научной футурологии, формирующей адекватное представление о будущих переменах и тенденциях во всех областях человеческого существования, мы можем в довольно близком будущем оказаться слепы и вынуждены будем смотреть в это новое будущее глазами тех, кто о нем своевременно задумается. (3)
Из умеренно оптимистических новостей в этой области можно отметить доходящие до нас сигналы о том, что некое понимание этого проникает, наконец, и на уровень госструктур.
Так недавно о том, что, следуя западному опыту (а как же по-другому), у нас через пять лет ВУЗы начнут выпускать футурологов, «специалистов по будущему», объявило одно учебное заведение Сколкова.
Это очень амбициозная и сложная задача. Если все не сведется, как это бывает, только к механическому копированию западных методик, а такие опасения, как вы понимаете, совсем не беспочвенны, эта задача требует прежде всего создания отечественной научной базы, научного сообщества, интеллектуальных наработок.
Это тем более важно, поскольку и у нас, а также и в остальном мире футурология сегодня в методологическом плане, находиться, мягко говоря, в зачаточном состоянии.
Это мы, небольшая группа ученых и творческих работников, понимали еще в 2006 году, когда учредили небольшое сообщество единомышленников, российскую Ассоциацию футурологов, идею которой высказал присутствующий здесь Константин Фрумкин. Нельзя сказать, что сегодня мы можем похвастаться большими достижениями, решением сколько-нибудь весомых целей, но это был шаг в правильном направлении.
Цели и задачи футурологии (4)
Наше сегодняшнее мероприятие посвящено 100-летию Станислава Лема, который был, безусловно выдающимся футурологом, однако очень жаль, что он не занимался методологией прогнозирования, теорией футурологии, где с его аналитическим умом безусловно достиг бы серьезных успехов. Но, как бы то ни было, сегодня мы должны начинать нашу новую футурологию с самых элементарных, но принципиально важных вопросов — для чего она служит, какие у нее социальные, экономические, гуманитарные задачи и функции.
Проще говоря, мы должны раскрывать обществу ее практическую, как особого вида прогнозирования пользу и необходимость.
* Говоря о практической, утилитарной роли футурологического прогнозирования и необходимо понимать, что анализ будущих процессов, как научно-технологических, так и социально-гуманитарных последствий внедрения новых технологий, это прежде всего немаловажный элемент перспективного стратегического планирования, выбора государственных научно-технических приоритетов.
* Вторая, важная роль футурологии — это опережающее прогнозирование как положительных, так и негативных социальных, экономических, гуманитарных последствий внедрения новых технических приемов. Особенно важно здесь подчеркнуть важность второй задачи — оценки последствий негативных.
Как правило мы все склонны с одобрением, а иногда и с восторгом относится к разного рода техническим новинкам, мало уделяя внимания анализу тех новых проблем, которые они будут создавать. А такие проблемы возникают практически всегда, причем часто в самых неожиданных областях.
Это довольно наглядно демонстрирует, например, все разнообразные негативные проблемы, накопившееся за годы существования такого безусловно великого технологического достижения, как интернет. Настолько значительные что сегодня мир стоит перед необходимостью принимать самые серьезные меры, чтобы как-то компенсировать, сгладить их…
* При этом анализ показывает, что будущее, не смотря на конечно позитивные в целом перемены, не будет исключительно розовым, слишком большие силы пробуждают новые технологии, и они неизбежно создадут новые, ранее неизвестные нам проблемы.
* Но футурология — это не только планы и прогнозы. Это еще и инструмент формирования общественного мировоззрения, создание образа будущего, формирования идеологии в самом общем ее понимании. Это определение долговременных жизненных целей, как общественных, так и индивидуальных. Наконец это поиск смысла существования человека и человечества. Без адекватного, научного решения этих вопросов мы будем двигаться в будущее вслепую, а учитывая мощь новых технологий это чревато самыми различными дополнительными проблемами…
Что есть футурология? это наука или фантастика (5)
Немного разобравшись с целями футурологии, нам нужно дать себе ответы и на вопросы о том, какое место футурология занимает в системе известных нам видов интеллектуальной деятельности…
Что такое футурология — свободное философствование о будущем? Наука? Особый вид фантастики? Или прогнозы о создании всякого рода технических новинок?
Начнем с фантастики. Здесь, без всякого сомнения, нужно отметить, что все мы, безусловно, интуитивно ощущаем сродство хорошей научной фантастики с футурологией.
В тоже время несложно понять, что фантастика и футурология существенно отличаются.
Их можно сравнить с близнецами братом и сестрой — в молодости они могут быть очень схожи друг с другом, но, в реальности это совершенно разные сущности, имеющие разные интересы, разные цели, разные методы их достижения.
Более того, можно, несколько драматизируя, сказать, что в существенной мере футурология — это антифантастика, ее полная противоположность.
Действительно, футурология — это долгосрочные стратегические прогнозы, это материал для принятия самых серьезных государственных решений.
Такие прогнозы не могут строиться на общих разговорах, фантазиях, мнениях, на том, что «я футуролог, я так вижу». Это должны быть выводы, основанные на строгой логике и достоверных научных фактах, а не занимательная, пусть даже остроумные, общие рассуждения.
Так что сразу отметим, что футурология — это не фантастика и не безграничная философия, типа «Конца истории» Фукуямы который довольно быстро оправился после этого своего в кавычках «триумфа» и уже числится «известным футурологом». (Это, кстати об уровне западной футурологии).
(Здесь в скобках сразу же отмечу, что при этом все это совершенно не умаляет роли хорошей фантастики, которую мы все любим и благодарны за то, что она, как некая предтеча футурологии, художественными методами расширяет интеллектуальные горизонты мышления особенно в юношестве.
Как бы то ни было, хорошая фантастика и футурология всегда будут оставаться родственниками, но, как говорил ранее широко известный в нашей стране классик — что бы хорошо объединиться, нужно сначала хорошо разъединиться).
Наука ли футурология?
(6) На этот вопрос я бы ответил так: она или должна быть научной, или не должна быть вообще. Настоящая футурология, это синтез естественнонаучного, инженерного и гуманитарного знания, и она должна быть не менее, а в чем-то даже более научной, чем, например, психология, экономика, история, искусствоведение, и т.д.
Употребление здесь будущего времени отражает тот факт, что как наука футурология сегодня находится в зачаточном состоянии, а это значит, что нам предстоит еще сделать в этой области много важных интеллектуальных усилий.
В частности, окончательно осознать, тот важный тезис, который демонстрировал С. Лем в своих футурологических работах — футурология, необходимо исходящая из анализа научно-технологических перспектив, все же не про новые гаджеты, не про летающие автомобили и марсианские экспедиции, а про человека, про будущее существование людей в мире будущих технологий.
Можно сказать так — Футурология — это синтетическая естественнонаучная и гуманитарная дисциплина, прогнозирование с конечными гуманитарными выводами.
Лем как футуролог. «Возвращение со звезд» (6)
Примечательно, что этой гуманитарной тематики Лем уделял внимание больше как футуролог, а не как писатель-фантаст. Единственным его романом о будущем земной жизни был «Возвращение со звезд». (6)
Удивительно, но он считал его неудачным, поскольку не мог для самого себя убедительно обосновать правдоподобность придуманной им «бетризации», некой обязательной для всех людей прививки, полностью снимающей человеческую агрессивность, что в свою очередь привело к огромными гуманитарно-цивилизационных переменам в земной жизни.
Это несоответствие мучило Лема, он понимал всю надуманность бетризации, но все же с гениальным проведением описал «Новый несмелый» мир, который с удивительными подробностями описывает многие элементы достаточно близкого будущего, вытекающие из разрабатываемой мной т.н. теории поствитализма. Это поразительное провидение, а «Возвращение со звезд» это самый интересный, самый по-современному звучащий роман классика. Советую всем его перечитать.
Еще более фундаментальные совпадения с основной идеей поствитализма нашлись в главной футурологической работе Лема, известной «Сумме технологии».
Должен заметить, что первое мое, еще молодым поклонником фантастики С. Лема, знакомство с этой работой было неудачным. Это глубоко научная, полное поразительных для своего времени умозаключений футурологическая работа, написана, к сожалению, таким тяжелым слогом, что она тогда, как сейчас принято говорить, «не зашла» и была отложена уже после нескольких первых страниц. И лишь недавно перечитав его я нашел в нем ряд важных для теории поствитализма мыслей.
Остановлюсь здесь только на некоторых моментах.
(7) Так центральный вводный тезис, поствитализма можно озвучить так: Любая разумная жизнь возникает на основе природной биологической жизни — «виты», — но на определенном этапе своего технологического развития неизбежно начинает преобразовывать себя в новые, искусственно созданные, поствитальные формы.
Вита и поствита
Некоторые пояснения. «Вита» — это природная биологическая жизнь, результат ее естественной эволюции. Пост вита (после вита) — это таже белково-биологическая, жизнь, но искусственно измененяемая человеком для придания ей новых, полезные с точки зрения существования человека, свойства.
Например, способности существенно более эффективно сопротивляться любым болезням или вообще не допускать их возникновения. Не стариться, кардинально повысить физиологический предел жизни вплоть до достижения физиологического бессмертия.
И более того, наделять человека, каждого конкретного человека, причем не в эмбриональном состоянии, а уже вполне сформировавшегося, с помощью прогнозируемых технологий новой биомедицины, какими-то новыми полезными свойствами… Например, сделать умнее, или убрать инстинкты внутривидового эволюционного отбора, совершенно нерационального для Хомо сапиенс, и проявляющегося сегодня в самых разных деструктивный формах и т.д.
Говоря другими словами, любая разумная жизнь, и человек в том числе, рано или поздно получает возможность изменять свою биологическую основу, устранять ее многочисленные недостатки.
У Лема в «Сумме технологии» этот тезис звучит так:
(8) «Человек, через тысячу или миллион лет, откажется — ради более совершенной конструкции — от всего своего звериного наследства, от своего несовершенного, недолговечного, бренного тела, … он превратится в существо, …превосходящее нас».
Заслуга Лема в том, что он впервые, насколько мне известно, заявил в своей «Сумме», что человек неминуемо будет с помощью знаний стремится вырваться из плена данной ему от природы несовершенной биологии — «вторжение созданной человеком технологии в его тело неизбежно». (9)
Как же предполагал Лем реализовать эту задачу. С одной стороны, он категорически отверг возможность улучшения человека с помощью модной в те времена идеи т.н. киборгизации — частичной замены различных органов человека некими техническими устройствами. Как и сегодня он понимал, что, такая замена может быть необходима в некоторых случаях в качестве вынужденных протезов. И сегодня нам известны кардиостимуляторы, даже искусственные сердца, искусственные суставы. Но это все эрзац и по многим принципиальным причинам они никогда не смогут стать генеральным направлением «улучшения человека».
Его же идея — это «автоэволюция», т.е. эволюция, но управляемая, направляемая человеком. На практике это бы выглядело как подбор супружеских пар по результатам компьютерного анализа наиболее благоприятного сочетания их генов. По сути, компьютеризированная евгеника, только опирающаяся на знание генетического кода и скоростные вычисления на ЭВМ, которые он называл «матримониальными машинами».
Не будем заниматься критикой этого метода как с этической, так и с биогенетической точек зрения. Отметим лишь, что для улучшения таким образом человека как вида потребовалось бы немало времени и колоссальные организационные усилия. Понимая это, Лем и предполагал получить необходимые результаты через неопределенные «тысячу или миллион лет».
Он писал: «Матримониальные машины могли бы привести к желательному состоянию только через много тысяч лет, так как они могут лишь ускорить естественный, очень уж медленный темп эволюции».
Однако сегодня нам открываются совершенно иные технологии подобной «автоэволюции». За прошедшие более полувека с момента написания «Суммы» биологическая наука достигла очень многого. Сегодня на практике речь уже идет не только о генетической модификации человека на зародышевой стадии, но и о возможности целенаправленного изменении телесных, биологических свойств, о прижизненном изменении геномов уже вполне сформировавшихся человеческих организмов.
Для меня лично остается загадкой, почему Лем, так или иначе допустивший в «Возвращении со звезд» идею практически мгновенного изменения с помощью технологий глубинных биологических свойств человека с помощью «бетризации», но не рассмотрел, пусть даже чисто теоретически, такую возможность в «Сумме»?
Понять это глядя из нашего времени непросто, но все же очевидно, что в те времена еще не было такого уровня научных знаний, которые хотя бы гипотетически допускали такую возможность. Ведь Лем очень пристально отслеживал научно-технический прогресс. Объем, глубина и разносторонность его познаний в самых различных сферах науки, техники, истории, астрономии, которые он демонстрировал в своих футурологических работах вызывает только уважение.
Можно не сомневаться, что если бы ему была доступна сегодняшняя научная информация, то именно он стал бы родоначальником поствитализма и открыл бы много интересных страниц будущей истории человека и человечества, ведь поствитализм отнюдь не ограничивается только констатацией того, что человек рано или поздно начнет управлять своей биологией.
Сегодня это можно уже, наблюдая стремительное развитие биологических технологий, считать, по сути, практически свершившимся фактом.
Самое важное и интересное в поствитализме — это те изменения в образе существования человека и цивилизации, к которым эти новые технологии, эти новые для людей возможности, приведут. А перемены эти реально потрясают воображение, ведь фактически речь идет о мире уже совсем иных разумных поствитальных существ, в которые будет последовательно трансформировать себя Хомо Сапиенс. И постепенно наступит момент, когда, как писал Лем, человек «превратится в существо, настолько превосходящее нас, что оно будет уже нам совершенно чуждо».
Это будет другой мир, необычный для нас и интересный в смысле футурологического изучения. Мир, неизбежность которого предвидел Станислав Лем.
(10) РАЗУМЕЕТСЯ, сегодняшний формат нашего мероприятия не позволяет даже кратко коснуться всех тех перемен, которые принесет нам развитие медицинских биотехнологий поствитализма. Но все кто захочет более подробно познакомиться с потрясающими воображение даже заядлых знатоков фантастики переменами, которые принесет человечеству новая СУММА ТЕХНОЛОГИЙ могу посоветовать нескольких моих книг…
выступление в Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля на Второй международной научно-фантастической конференции «СТАНИСЛАВ ЛЕМ. ФАНТАСТИКА И ФУТУРОЛОГИЯ»