Важнейшей целью Ассоциации является привлечение внимания общества к проблемам будущего, начинать решать которые необходимо уже сегодня.
Сиск Д.А. Изучение будущего (концепция образовательного курса)
Интерес к исследованиям, посвященным будущему (разными авторами именуемым по-разному: футуристика, футурология, всемирные прогностические исследования, исследования будущего), постоянно растет. В значительной мере он вызван трудами Алвина Тоффлера. Тоффлер в 1966 г. прочел один из первых курсов, посвященных этой проблематике, и его книги «Шок будущего», «Учение на завтра» вдохновили других преподавателей от начальной до высшей школы на включение в учебный процесс курсов, посвященных будущему.
С точки зрения Тоффлера и ряда его последователей основанием включения исследований будущего в школьную программу является быстрота социальных и технологических изменений. Подготовка учащихся к ним и к управлению ими требует не только получения информации, но и создания привычки предвидеть изменения. Эта тема развивается многими футурологами и воспитателями. Говорят ли они об информационном взрыве, остроте мировых проблем, необходимости освоить долговременное планирование или о важности «глобального мышления», необходимость фундаментальных изменений в отношении учащихся к будущему подчеркивается единодушно.
Помимо недавнего возрождения интереса к образованию, нацеленному на успешную профессиональную карьеру, школы в большинстве областей знания ориентируются на уровень, достигнутый к настоящему моменту. Все большим числом преподавателей изучение будущего рассматривается как средство хотя бы частично компенсировать разрыв, существующий между содержанием и потребностями «школьного мира» и существующими и предвидимыми требованиями мира реального. Учащиеся не только имеют склонность ставить под вопрос важность того, что они обязаны изучать в школе, но они не видят связи между тем, чему их учат, и тем, что они будут делать по окончании школы. С точки зрения учащихся, изучение будущего может служить средством для обретения того, что психологи именуют «центрированным на будущее ролевым образом». Последний заключает в себе больше, чем просто представление о том, «что я буду делать, когда вырасту»; он включает некоторое представление о том, как может выглядеть в будущем мир, какие изменения могут произойти в нем и какие личностные изменения понадобятся для приспособления к возможному будущему.
Школьный подход к ориентированному на будущее образованию включает следующее:
1. Необходимость начинать с собственного представления учащегося о будущем, прилагая усилия к развитию такового, если требуется.
2. Связь всего материала по предмету с будущими потребностями учащихся.
3. Отведение времени в учебном плане различным предметам в соответствии с их важностью для будущего учеников и объяснение последним построения курса с этой точки зрения; гибкое расписание для удовлетворения различных интересов, возможностей и планов на будущее.
4. Представление содержания курса в междисциплинарном стиле, с акцентом на сходстве всех существ и всех социальных систем.
5. Такую организацию учебной среды, которая стимулировала бы творчество, мотивацию к учению, самораскрытие.
6. Привлечение внимания к значению умений (а не только знаний), помощь учащимся в освоении процесса исследования, а не только науки, в умении прогнозировать, а не только пользоваться прогнозами, — другими словами, в умении мыслить.
*
Общие тенденции в исследовании будущего. Несмотря на множество различных целей и акцентов, существует по крайней мере две тенденции, которые могут быть обнаружены во всех программах изучения будущего: понимание альтернативности будущего и важности прогноза. Анализ доводов в пользу этих положений включает следующие позиции:
1. Реально наступающее будущее определяется частично историей и физической реальностью, частично — случаем и частично — человеческим выбором. Соотношение этих факторов варьирует в зависимости от того, насколько отдаленный прогноз делается и какова природа сделанных выборов.
2. В каждый данный момент, таким образом, существует набор альтернативных будущих, каждое из которых может осуществиться. История и физическая реальность определяют этот набор. Случай и человеческий выбор определяют, какое из этих возможных будущих реализуется.
3. Целью исследования будущего, таким образом, является не его предсказание, но скорее улучшение понимания существования альтернативных возможных вариантов будущего и роли как случайностей, так и целенаправленного выбора в реализации (или избегании) конкретного возможного варианта будущего.
Из сказанного следует, что для футуролога «будущее» является зоной возможного, а не «тем, что будет». Точно так же, «знание будущего» рассматривается как знание о потенциально возможных его вариантах, а не об одном определенном и неизбежном. Высказывание о вероятном будущем (его вероятности, факторах, способствующих его реализации, влияния на другие события) является прогнозом, а процесс получения соответствующей информации — прогнозированием. Хотя многие методы прогнозирования находят постоянное применение, ни один из них сам по себе не является достаточным, и все они могут быть охарактеризованы как «альтернативный подход».
На всех уровнях общества необходимо энергичное и творческое руководство для движения от отрицательных к более благоприятным вариантам будущего, находящимся в пределах достижимости
Известно, что представления о настоящем и предвидение будущего определяют стоящие перед обществом цели. Мы можем осуществить желательные изменения, если мы видим новые направления развития и действуем для их осуществления.
Как пример новых направлений развития можно рассмотреть пути преодоления отрицательных факторов: рост безработицы может рассматриваться как шанс освободить человека от физической и умственной рутины, создания такой социальной системы, которая бы давала каждому реальную возможность творческой деятельности и достаточного материального обеспечения; быстрый рост затрат на медицину в сочетании с улучшением знаний о том, как сохранять здоровье, может дать возможность улучшить качество жизни каждого индивида через соответствующее изменение стиля жизни; экологические проблемы, ограниченность ресурсов и климатические изменения могут послужить побудительным толчком для того, чтобы сосредоточиться на улучшении качества жизни через взаимодействие с природными системами; ядерное оружие и угроза всеобщего уничтожения могут послужить основанием для преодоления взгляда на войну как на способ разрешения международных споров.
Каждый кризис, перед которым мы оказываемся, является одновременно проблемой и надеждой, вызовом и возможностью. На каждом перекрестке мы можем выбрать путь к поражению или к преодолению. Растущее во всем мире стремление к более творческим и гуманным путям развития может быть реализовано.
Пути достижения этого: нужно учиться на протяжении всей жизни, чтобы не отстать от постоянно меняющейся реальности; искать альтернативные выгодные для обеих сторон методы разрешения споров, а не искать правых и виноватых; осознать, что интересы нации и государства менее жизненно важны, чем интересы всей планеты; преодолевать конфликты между нациями, расами, полами, классами путем осознания принадлежности к единой семье, живущей в общем доме, где развод невозможен.
*
Основные философские концепции, необходимые для достижения глобального взаимопонимания, могут послужить основанием развития учебных курсов для одаренных. Основные требования к такого рода курсам следующие:
1. Оценка многообразия исторических путей и социальных систем различных народов в мировом сообществе.
2. Понимание коммуникативных теорий, особенно роли средств массовой информации.
3. Внимание и участие в важнейших мировых культурных событиях.
4. Восприятие мира как системы, где возможно глобальное планирование.
5. Понимание основных принципов изменений: рост и развитие могут играть как конструктивную, так и деструктивную роль.
6. Восприятие сотрудничества и компромисса как составных частей реального мирового процесса разрешения проблем.
Создание такой системы образования, которая побуждала бы одаренных
учащихся усвоить, а затем и применять эти принципы, является важнейшей задачей. Содержание курсов, направленных на ее разрешение, должно быть весьма широким и интердисциплинарным. Многие исследователи подчеркивают роль литературы и искусства как ядра любой программы, нацеленной на достижение понимания культуры. Такой акцент способствует самопознанию и осознанию собственного Я. Такой же цели служат и другие гуманитарные дисциплины: иностранные языки, география, социальные науки. Более того, точные науки, математика, технология также должны быть восприняты в едином мировом образовательном контексте.
Существуют очевидные доказательства того, что во всем мире осознается необходимость фундаментальных изменений. Настало время сделать эти положения центром личных, политических, академических обсуждений.
*
История показывает, что фундаментальный характер любой культуры отражается в стиле воспитания и образования детей. В США до начала XIX века процесс образования был интегрирован в жизнь сельской общины. Большинство населения составляли фермеры, и молодежь проходила обучение, наблюдая окружающих. Сразу же по выходе из детства подростки включались в трудовую жизнь, и образование как таковое оставалось привилегией элиты.
Идея всеобщего школьного образования родилась вместе с индустриализацией. Работа на фабриках и в конторах уничтожила возможность обучаться ей, подражая старшим. Специальные умения, необходимые для успеха в новой системе, могли быть получены только в школе. Постепенно образование приобрело характер специализированной функции, необходимой для каждого, кто хотел получить работу.
Потребность и возможности современной коммуникационной эры весьма отличны от описанных выше и предполагают кардинально иной подход к обучению. Цель образования — помочь каждому стать умелым независимым исследователем, способным к обучению на протяжении всей жизни. Центром системы образования является учащийся, и функция учителя — способствовать процессу открытий и выборов. Такой подход основан на современных исследованиях мозга и интеллекта и на признании того, что каждому индивиду свойствен собственный стиль восприятия и обучения. Ценностью является развитие индивидуальной креативности во всех сферах жизни. Формальное образование становится фундаментом более важного процесса обучения на протяжении всей жизни человека. Поэтому оно должно фокусировать внимание на развитие таких умений, как общение, включая умение говорить и слушать, невербальное, письменное, электронное и артистическое общение; творческое мышление, включая готовность к риску и совершению ошибок в процессе обучения: способность находить, критически оценивать и использовать информацию; решение проблем разными путями; умение работать независимо от других; умение работать в группе, признавая ценность индивидуальных различий.
Весьма существенным для развития курса преподавания исследований будущего является собственное отношение учителя к этим проблемам. ЮНЕСКО приняло «Рекомендации по образованию для международного понимания, кооперации и мира и по образованию для обеспечения прав человека и основных свобод». Секция VII «Рекомендаций» определяет следующие задачи учителя:
понимание основополагающего единства человечества; демонстрация окружающим богатства разнообразных культур;
обретение базового междисциплинарного знания о мировых проблемах и проблемах интернационального сотрудничества и о путях их разрешения;
активное участие в создании интернациональных образовательных программ, оборудования и материалов для них;
разработка экспериментальных программ по использованию активных методов обучения и оценка их результативности;
развитие своих возможностей и умений в непрерывном образовании, участие в групповых и междисциплинарных исследованиях, знание групповой динамики.
*
Примерный план курса изучения будущего для одаренных учащихся. Глобальные системы: экономические, политические, языковые, антропологические, географические и т. д.
Социальные дисциплины: экономика, политические науки, иностранный язык, социология, география.
Глобальные концепции: тенденции, изменения и т. д.
Концепция лидерства: лидерство предполагает видение будущего, умение пропагандировать его и способность увлечь им других. Лидерство предполагает умение учитывать возникшую ситуацию. Лидерство включает в себя способность принимать решения и нести ответственность за них.
Образовательные процессы: участие в исследовании, формирование концепции и ее оценка, выдвижение гипотез.
Результаты деятельности учащихся: моделирование документов ООН, предложения по политическим решениям и проекты законодательства, исследовательские проекты, дебаты по наиболее важным вопросам, участие в постановке пьесы на иностранном языке, разработка карты мира по популяционным данным и т. д.
*
Школы будущего. Возможно, цели, о которых шла речь выше, не являются совершенно новыми, но пути их достижения несомненно таковыми будут. Сочетание общественного центра, библиотеки и центра телекоммуникации заменит современные школы. Эти учебные центры будут предназначены для людей всех возрастов, от младенчества до старости, и будут работать круглогодично. В них старшие будут учить младших и младшие старших, по принципу «каждый учит каждого». Учебные центры будут осуществлять непрерывное образование на протяжении всей жизни и переподготовку, поскольку люди будут менять профессию несколько раз в течение жизни. Центры станут неотъемлемой частью нашей жизни. Они будут координировать процессы образования, происходящие в общине — в самом учебном центре, дома, в музеях, научных центрах, на рабочих местах. Все формы средств массовой информации будут использоваться для учебного процесса. Преподаватели в такой системе утратят роль «поставщиков информации», чья задача лишь снабжать учащихся фактами. Вместо этого они будут оказывать помощь в оценке способностей и умений, помогать в создании подходящих индивидуальных и групповых программ, помогать в привлечении необходимых средств обучения, например, книг или компьютеров, рекомендовать занятия в лаборатории или музее. Некоторая часть образовательной активности будет напоминать то, что мы сегодня называем школой, но многое будет отличаться.
Образование будет играть в век коммуникаций такую же роль, какую играло фермерство и сельскохозяйственный век, работа на фабрике в век индустриальный,— являться основным видом деятельности. Чтобы осуществить этот переход, мы должны быть готовы действовать в различных направлениях:
1. Учебные центры могут быть созданы на базе существующих школ и/или библиотек. Коммунальные колледжи и публичные библиотеки уже выполняют часть функций учебных центров для взрослых, и некоторые новаторские школы стремятся к этому для подрастающего поколения.
2. В уже существующих «автономных» школах перед всем школьным сообществом — учителями, родителями, администрацией и техническим персоналом,— может быть поставлена задача: имея определенную сумму, которую можно потратить на школу, и весьма широко сформулированные образовательные цели, а также стандарты равных возможностей, создать лучшую школу, какую только возможно. Если такую свободу предоставить развивающимся коммунальным учебным центрам, результаты могут быть очень впечатляющими.
3. Новые партнерские отношения между бизнесом и школой помогут интегрировать образование в жизнь общины. Сотрудники промышленных предприятий могут на добровольных началах помогать в школе, а их фирмы учреждать стипендии и оказывать иную поддержку.
4. Родители будут учить своих детей дома, благодаря новым возможностям черпать информационные богатства общества. Примером этого является Стиллаквамиш, штат Вашингтон, где существует настоящая школа без школьного здания, сочетающая лучшие черты индивидуального образования и профессиональной помощи квалифицированных учителей.
5. Успешные эксперименты по внедрению предпринимательства в школах включают разработку учениками компьютерных программ и оказание услуг по уходу за детьми. Другие возможности, такие как интенсивное гидропонное фермерство, ограничиваются только недостатком воображения. Ученики снова могут учиться, наблюдая и подражая. К тому же, новые модели могут пополнить школьные финансы.
Ядром новых учебных курсов будет обучение общению в разнообразных формах и на разных «языках», от научного до танцевального, от английского до хопи, от компьютерного до изобразительного. Наиболее важными знаниями будут знания о навыках мышления, креативности, о том, как учиться.
Новый стиль образования будет основан на кооперации. Где бы мы ни работали — в бизнесе или в правительстве, как доброволец или в армии, мы все должны работать вместе. Фундаментальный вопрос заключается в том, как успешно люди сотрудничают, а не как успешно они конкурируют.
Большинство новшеств, предложенных в настоящей статье, не более дорогостоящи, чем существующие школьные программы. Некоторые из них значительно дешевле. Существует необходимостьне в развитии новых больших организаций или новых унифицированных учебных курсов и тестовых методик; вместо них требуется новое понимание обучения, чтобы существующие образовательные ресурсы могли быть использованы для удовлетворения разнообразных потребностей эры коммуникаций.
Что мы можем сделать. Фундаментальные перемены всегда начинаются на личном уровне. Чтобы разрешить проблему, мы должны увидеть кусочек будущего, и тогда мы можем действовать — если мы верим в возможность перемен. Они возможны. Мы их носители.
Первое, что вы и я можем сделать — это осознать, что мы можем действовать. Это — решающее преодоление чувства бессилия, пронизывающего общество.
Мы можем по-новому взглянуть на свою жизнь. Каждый из нас играет несколько ролей. Мы можем осуществить небольшие изменения в каждой из них.
Мы можем дать детям новые умения, важные для их будущего. Мы можем объединиться с другими людьми, разделяющими нашу озабоченность, и мы можем использовать многие доступные нам средства. Укрепляя связь с друзьями и коллегами, мы способны добиться многого в осуществлении желательных перемен.
Делая это — а каждый из нас это может — мы откроем для себя, что видимые изменения в жизни общества скрывают за собой необыкновенные и волнующие перспективы, новые направления и новые возможности. Чтобы быть готовыми к фундаментальным переменам, мы должны сделать реальность этих перемен очевидной.
Помните, что вы живете в исключительное время уникальной эпохи, что вам выпало великое счастье и неоценимая привилегия присутствовать при рождении нового мира.
Поступила в редакцию 20.II 1991 г.
Перевод с английского А. В. Александровой
Источник публикации: http://www.voppsy.ru/issues/1991/914/914005.htm