Важнейшей целью Ассоциации является привлечение внимания общества к проблемам будущего, начинать решать которые необходимо уже сегодня.
Проблема изменения биологического облика человека в работах К.Э. Циолковского
Автор: Валерия Прайд
Темы: природа человека
Тема модификации человека, ее необходимости неоднократно возникает в трудах К. Э. Циолковского, например, в таких работах, как «Естественные основания нравственности», «Научная этика» и др. Им поднимались вопросы контроля над эмоциональной компонентой, который рассматривается как элемент развития человека. Та же тема звучит в работе «Чувствительность Вселенной. Ощущение, жизнь, смерть». Рассматриваются Циолковским и проблемы евгеники.
Циолковский убежден, что перемены в облике человека обязательно должны произойти («Монизм Вселенной»). Это будет проходить двумя путями:
а) улучшение человека посредством смены среды обитания: переход в космос, где, например, гравитация будет действовать почти неощутимо, что позволит достичь больших размеров мозга;
б) улучшение по принципу позитивной евгеники: «породы людей будут искусственным подбором улучшаться и достигнут невообразимой умственной и нравственной красоты» («Научная этика»).
Надо сказать, что трансгуманизм имеет в своем арсенале идею парадайз-инжиниринга, развитие которого подразумевает (и базируется на нем) модификацию человека. Практически то же возвещает Циолковский: «Этика космоса, то есть ее сознательных существ, состоит в том, чтобы не было нигде никаких страданий: ни для совершенных, ни для других недозрелых или начинающих свое развитие животных».
Но каким образом человек сможет избавиться от страданий? Представляется, что для этого необходимо будет управление его эмоциональным аппаратом, а также его организмом, его мышлением. То есть, эта нравственная цель может быть достигнута единственно благодаря модификации биологической природы человека. Уже сейчас для этих целей используются различные фармакологические средства, психологические и психотерапевтические методики, анестезия. Намечается дальнейшее развитие этих направлений, разрабатываются иные технологические подходы управления психикой человека.
Надо сказать, конечно, что изменение природы человека (разумного существа) предполагалось Циолковским осуществимым на поздних этапах развития какой-либо цивилизации. В то же время, некоторое число его прозрений воплощаются в жизнь уже сейчас. Так, в работе «Монизм Вселенной» мы читаем: «Исчезнут из характера низшие животные инстинкты. Даже исчезнут унижающие нас половые акты и заменятся искусственным оплодотворением. Женщины будут родить, но без страданий, как родят низшие животные. Произведенные ими зародыши будут продолжать развитие в особой обстановке, заменяющей утробу матери» (К. Э. Циолковский. Монизм Вселенной. Калуга, 1931. С. 21).
И что же? Уже существует и активно используется ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение), дорабатываются проекты искусственной матки и имеющиеся образцы инкубаторов для выращивания недоношенных детей и т. п. Очень распространена эпидуральная анестезия, приводящая к практически полному исчезновению страданий женщин во время родов.
Более интересен — с точки зрения развития космонавтики — вопрос о необходимости модификации биологического облика человека для освоения космоса. Как известно, Циолковский считал, что, расселившись в космосе, человечество разделится на разные расы, и «получатся очень разнообразные породы совершенных: пригодные для жизни в разных атмосферах, при разной тяжести, на разных планетах…» (Там же. С. 22). При этом Циолковскому виделся путь евгенического отбора.
Но уже сейчас разрабатываются технологии, которые в потенциале могут достичь той же степени модификации человека, но совершенно иными путями, во времена Циолковского непредставимыми. Прежде всего, это генная терапия, которая сейчас делает первые шаги в лечении генных заболеваний. Но потенциально эта технология может изменять геном уже имеющегося — даже взрослого — организма, а не только заменить гены в зародыше. То есть, уже развитием генной терапии евгеника «закрывается». Чрезвычайно интересна также теоретически возможная нанотехнологическая перестройка тела. Она может привести, например, к перестройке человеческого тела (усиление межклеточного матрикса), с тем чтобы можно было выдерживать большие нагрузки, давление, силу тяжести. При изменении дизайна человеческого тела мы сможем удовлетворять и другие наши желания: дыхание в разных атмосферах, иные источники питания и пр.
В итоге, будущего человека Циолковский видит так: «Впрочем, будет господствующий наиболее совершенный тип организма, живущего в эфире и питающегося непосредственно солнечной энергией (как растение)» (Там же. С. 23), что, по сути, не отличается от концепции постчеловека, согласно которой он полностью перестроит свое тело с помощью нанотехнологий.