Важнейшей целью Ассоциации является привлечение внимания общества к проблемам будущего, начинать решать которые необходимо уже сегодня.
Третья книжная революция и интеграция художественной литературы в мыслящую материю.
Автор: Мищенко Алесь Викторович
Нелинейная литература, придуманная в ХХ веке писателем Милорадом Павичем (первой его нелинейной книгой можно считать сбоник рассказов “Железный занавес”), получила новые интерактивные возможности в ХХI веке: примером нелинейного интерактивного учебника можно считать википедию, примером нелинейной интерактивной научной статьи — сколярпедию, а первой художественной по-настоящему нелинейной интерактивной книгой можно считать “Индульгенцию людей”.
К чему может привести развитие нелинейной интерактивной литературы? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить историю развития литературы и книгоиздания.
Первая книжная революция и письменность.
Также как появление устной речи связано с появлением сознания и мыслящей материи на планете, появление письменности неразрывно связано с появлением цивилизации. Неудивительно что первая цивилизация (Шумер) создала и первую известную нам письменную запись (клинописно-пиктографическая табличка из шумерского города Киша около 3500 г. до н. э.). Там же появились и все основные типы письменных записей: коммерческие документы, законодательные акты, и наконец, художественные книги: первой такой книгой считается эпос о Гильгамеше, правителе города Урук. Заметим что сам Урук к 3300 г. до н. э. уже превратился в первый в мире центр клинописи (то есть, книгоиздания).
В следующем тысячелетии основным центром книгоиздания становится Египет, а материалом для книг – папирус. Свитки из этого осокового растения распространились к VII веку до н.э по всему миру и были вытеснены только в XII веке н.э. бумагой.
Вторая книжная революция и массовость.
Вторая книжная революция связана с появлением книгопечатания как массового книгопроизводства. Изобретённый Иоганном Гутенбергом способ однократного набора и многократного оттиска страниц на бумаге быстро распространился по западной Европе, достигнув в первой половине 16го века Полоцка и Бреста (Франциск Скорина) и во 2ой половине 16го века – Москвы (Иван Фёдоров).
Но наиболее важным для эволюции литературы является тот факт что технологии книгопечатания изменили и содержание книг. Поскольку книгопроизводство стало массовым, на бумаге стали сохранять не только религиозные или юридически-значимые тексты, но и художественные а также справочные тексты для широкой аудитории. Именно с появлением книгопечатания художественная литература стала одной из профессий.
Третья книжная революция и интерактивность.
Третья книжная революция, конечно, связана с ещё одним изменением носителя текстов: место бумаги занимает компьютерный экран. Интересно что инициатива по переводу литературного наследия в электронный вид получила название в честь упоминавшегося выше европейского первопечатника: Проект “Гутенберг”.
Но, также как для предыдущей книжной революции, наиболее важным является не смена носителя информации (появляние электронных книг вместо бумажных). Самое интересное — это, снова то, как в связи с этим может измениться содержание книг.
И здесь, во-первых, играет роль доступность электронной публикации текстов: с появлением интернета издать свой текст в электронном виде может практически каждый. Таким образом, если вторая книжная революция ответственна за появление массового читателя, то третья — за появление массового (а значит, в среднем, менее профессионального) писателя.
А, во-вторых, главную роль начинает играть возможность мгновенного переключения с чтения одного на чтение другого текста, независимо от их сюжета и географического расположения.
Такое переключение может превратить читателя в соавтора произведения, подобно тому как, уже сейчас, читатель википедии, постоянно переключаясь на чтение неизвестных ему вспомогательных фактов, в результате, компонует у себя в голове свой собственный учебник по интересующей его теме.
Такое переключение приближает процесс чтения к самому процессу мышления. Действительно, мышление – процесс существенно нелинейный: сознание спонтанно перескакивает с одной мысли на другую, одновременно сохраняя в короткой памяти несколько прерванных мыслей, тем самым имея возможность их компоновки и обобщения – так разрозненные мысли формируют единый поток сознания.
Литература, приближающаяся к процессу мышления, а затем, с помощью нейроинтерфейсов, взаимодействующая с ним, вплоть до их интеграции – это ещё один аспект развития будущей мыслящей материи на нашей планете.
Вслед за справочниками и Павичем.
Интерактивное создание читателем своей последовательности чтения напоминает создание других интерактивных жанров искусства (таких как живопись на основе нейроинтерфейса ). Как зрители становящиеся соавторами изобразительного искусства, так и читатели становящиеся соавторами произведения, – это примеры интеграции обработок информации внутри и вне человеческого мозга и формирования единой мыслящей материи.
Заметим, что справочная литература, по своей сути, уже давно приспособлена к такому “интерактивному нелинейному” чтению (уже несколько столетий назад, энциклопедии можно было читать как википедию, перескакивая от тома к тому и заполняя различные “пробелы” в наших знаниях).
Но совсем другое дело – художественная литература, все примеры которой, наоборот, представляют собой строгую линейную последовательность событий, ведущую читателя единственно возможным путём от завязки, через кульминацию, к развязке.
И здесь, первыми зёрнами из которых может прорасти литература будущего можно считать нелинейные интерактивные тексты.
Нелинейная художественная литература появилась практически одновременно с компьютерами. Её пионером можно назвать сербского писателя Милорада Павича: первым сборником рассказов с элементами нелинейности можно считать его сборник “Железный занавес”, а первым известным нелинейным романом – “Хазарский словарь”.
Однако, настоящую интерактивную нелинейность могут обеспечить только “автоматизированные” книги, оснащённые программами взаимодействия с читателем. Такие программы могут служить не только для выбора и динамических иллюстраций книги (так как сделано, например, в интерактивной брюшюре “Мыслящая материя“), но и для интерактивного взаимодействия с читателем, позволяющего ему создавать последовательность чтения текста в зависимости от развитий заинтересовавших его тем (как упоминалось выше, такое интерактивное взаимодействие с читателем уже давно и достаточно естественно возникло в википедии и других гипертекстовых справочниках).
Следующий шаг нелинейных текстов навстречу художественной литературе — это недавно появившиеся сетевые проекты близкие к художественной литературе — такие как сайты отзывов и рецензий на книги (например LiveLib.ru или BookMix.ru). Следует отметить, однако, что пользователи таких сайтов, по привычке, мало пользуются возможностью гипертекста, оставляя свои отзывы без ссылок на другие рецензии. Поэтому нелинейность обеспечивается не возникающей сетевой структурой отзывов, а лишь тем что читатель имет возможность “вручную” смотреть какие книги прочитал автор рецензии и таким образом самостоятельно находить описание похожих книг — то есть, искомых книг которые могут ему понравиться.
Недостаточность прямых связей между отзывами на сайтах литературных рецензий была причиной создания проекта MirLit, который только что стартовал (в апреле 2019 планируется добавить около 100 взаимосвязанных рецензий), и в котором я приглашаю принять участие.
И, наконец, следующий шаг — это создание нелинейных интерактивных художественых книг, таких как “Индульгенция людей”.
Таким образом, в качестве прогноза эволюции художественной литературы и книгоиздания, можно предположить что, вслед за справочниками, литературные издания будут также переходить в интернет (вспомним что в 2012 году самая известная в мире Британская энциклопедия уже полностью отказалась от выпуска бумажных изданий).
Одновременно, будет расти спрос на интерактивное взаимодействие с читателем, что приведёт ко всё более широкому распространению нелинейных интерактивных художественых книг, а затем, с развитием технологий нейроинтерфейса, это приведёт и к упоминавшейся выше интеграции процессов чтения и мышления, что будет являться одной из многочисленных сторон создания единой мыслящей материи на нашей планете.