Важнейшей целью Ассоциации является привлечение внимания общества к проблемам будущего, начинать решать которые необходимо уже сегодня.
Жак Фреско и его футурологический Проект «Венера».
Автор: Скижали-Вейс Артур Владимирович
«Я предпочту дать клятву верности планете Земля и всему живому на ней». Жак Фреско.
Жак Фреско является патриархом американской футурологической архитектурно-дизайнерской школы, влиятельным общественным деятелем, философом, директором и основателем всемирно известного проекта «Венера». Жак Фреско производственный инженер, промышленный дизайнер и футуролог родился в Нью-Йорке, США, В 1915 году. До второй мировой войны работал в социальном центре реабилитации, где впервые столкнулся с проблемами Великой Депрессии, наркомании и социальным неравенством в США. Разочаровавшись в «американской мечте» он отправился изучать уклад жизни аборигенов на Южно-Тихоокеанские острова Туамоту, где общался, жил с туземцами и наблюдал, как они используют выловленную рыбу вместо денег. После второй мировой войны он окончательно осознал, что достижения науки и техники должны быть направлены правительством США не на бесконечную гонку вооружения, а на созидательные цели на глобальном уровне ради справедливости и выживания всего человечества. Он пришел к идее нового технократического общественного строя, который оказался идейно близок к утопическому коммунизму и частично к анархизму. Согласно этому строю практика распределения природных ресурсов через денежно-кредитные методы, по его мнению, не уместна и неэффективна, поскольку приводит к сильному расслоению, появлению очень богатых и очень бедных в обществе и, в конце концов, ставит проблему выживания людей на планете.
Для того чтобы кардинально исправить это положение он предложил свой утопический технократический проект – «Венера». Проект «Венера» разработанный Жаком Фреско получил мировую известность и признание публики в 2008 году после выхода нашумевшего фильма «Дух времени: Приложение». На создание грандиозного масштабного комплексного футурологического проекта у Фреско ушло около 30 лет, поскольку он начал создавать его еще в 1975 году. Основной целью проекта является качественное преобразование общества с помощью научного метода и повсеместного внедрения новейших технологий, заботясь об окружающей среде и учитывая интересы каждого живущего на Земле человека.
Фактически спустя столетия, после появления «Новой Атлантиды» Френсиса Бэкона в 1627 году, Жак Фреско явил миру свою обновленную модель технократической утопии начала 21 века, которую погрузил в зеленые сады и водоемы, обеспечил новыми видами транспорта, господством робототехники, предложил новую философию потребления и сбережения энергоресурсов, придумал самовозводимые жилые структуры. Однако его технократический проект фактически повторяет на новом витке развития человечества эмпирические попытки Бэкона, который первым сформулировал, что путь к социальному благу, всеобщему благу и справедливости достигается развитием средств техники и их эффективным использованием. Бэкон в своем труде описывал: «Таинственные процессы, совершающиеся при помощи башен высотой до полумили; об искусственных водоемах и источниках; о камерах наполненных целебным воздухом и лечебных бассейнах; о методах дающих невиданные урожаи; об искусственной жаре и свете, превосходящих солнечные; о передаче изображений и звука на любые расстояния; о полетах и плавании под водой». По задумке Жака его «техно-рай» на Земле будет строиться с помощью самовозводимых структур, огромных машин-роботов собирающих здания как гигантский конструктор и новых строительных технологий, использующих память формы. В этом аспекте Фреско, сумел даже предвидеть появление строительных 3-D принтеров. Экономически и социально Фреско смело предложил отказаться от власти денег и, перейдя к эффективному использованию природных ресурсов перейти к глобальному демократическому равенству. Его взгляды близкие к утопическому коммунизму открывают по существу новый путь к построению нового общества планетарного масштаба в интересах всех жителей Земли.
Не вступая в спор с его утопическими философскими взглядами, отмечу очевидные архитектурные преимущества проекта. Его интересные Морские города, где он как дальновидный футуролог и опытный инженер-технолог предложил миру использовать обширные водные пространства для того, чтобы решить проблему перенаселенности и тесноты современных мегаполисов и перейти к новому виду морской урбанистики. Это градостроительное направление выглядит особенно перспективно в связи с грядущим подъемом уровня мирового океана и переселением огромного числа людей вследствие глобального потепления. Вызывает уважение и симпатию тот высокий технический уровень, с которым выполнен комплексный проект! Современным российским архитекторам-футурологам есть чему у него поучиться. По моему мнению, именно таким образом должны выстраиваться и презентоваться подобные футуристические мегапроекты. Вызывает интерес и тот аспект, что авторы проекта «Венера» поставили цель не просто комплексно проработать широкий спектр технологических решений и новаций, а построить экспериментальный, исследовательский город, который позволит протестировать планы и технические идеи проекта в натуре. По их замыслу возведенный город должен стать экспериментальной научной площадкой для получения новых знаний и практического опыта.
Однако, не смотря на этот позитив, вызывают удивление и недоумение в проекте, следующие моменты: 1. Присущий американцам размах рекламы и следующий за этим мировой сбор финансовых средств для оказания помощи в строительстве пилотного проекта Идеального города-сада. Не станет ли этот мегапроект в конечном итоге очередной общественной аферой и финансовой пирамидой? 2. Провозглашенный в проекте «китайский» контроль за будущей рождаемостью жителей техно-комунн и упование на то, что все будет безупречно экологически чисто, кибернетически разумно, а будущие жители все будут довольны равенством и братством. Распределение нормативного жилья, комфортных районов города, ультрасовременных видов транспорта, повышенного благоустройства и т.д. будет находиться под чьим контролем, если в городе-государстве будут прекращены привычные товарно-денежные отношения? Каким образом в этом городе люди будут работать, зарабатывать деньги, содержать всю инфраструктуру, интегрироваться с остальным миром? Может это будет уникальный показательный курорт-резервация, где господствует натуральное хозяйство? Возможно, ли сегодня выстроить подобный изолированный экспериментальный рай похожий на «остров Туамоту», где Фреско стажировался в молодости, если мы живем в эпоху глобализации и Интернета? Видимо Фреско надеется, что весь мир, наконец, увидит чудесные преимущества его модели развития и начнет перестраиваться под его влиянием? Даже по самым оптимистичным прогнозам, на это просто не хватит времени, поскольку запущенные историей глобальные процессы развития человечества уже не возможно остановить или развернуть. Однако его призывы по разумному использованию природных ресурсов и энергосбережению, принципиальной корректировке бесконтрольного хищнического потребления в угоду «Золотого миллиона» самых богатых жителей Земли заслуживают внимания и находятся в тренде сегодняшних поисков футурологов и прогнозистов.
Глядя на этот проект, мне вспоминается еще одна хрестоматийная утопия «Город Солнца» монаха Томазо Кампанелла 1623 года. В котором: «Продолжение рода стало государственной функцией – ведомству Любви подлежало деторождение и наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. Дома, спальни, кровати и все необходимое было общим. Все принимали участие в общественно необходимом труде, разумное распределение труда позволило сократить его до 4 часов, остальное время жители проводили в приятных занятиях науками, чтении, собеседованиях и прогулках. Еду для коллективных трапез заказывали врачи, а дети, не знающие родителей, воспитывались и обучались совместно…» По планировочной структуре его экспериментальный Город-сад также сильно напоминает «Город Солнца» Томазо Кампанелла. Жак Фреско видимо намеренно выбрал круглую форму для своего образцового Города-сада с радиальными и кольцевыми улицами, чтобы подчеркнуть эстетическую преемственность идеалам организованного общежития предыдущих эпох. В центре города-комунны он расположил вместо традиционного храма, который «прекрасен круглой формой», здание в виде огромной модели Земного шара, образно намекая на новую «религию» планетарного мышления. И даже, несмотря на очевидную аналогию и мои опасения в очередном социальном пророческом заблуждении о всеобщем равенстве и братстве, распределительной уравниловке под руководством кибернетического разума Проект «Венера» заслуживает самого пристального внимания и изучения, поскольку на сегодняшний день является самой разработанной с технической точки зрения архитектурной вылазкой в будущее.
Интересен также и другой факт и историческая аналогия, связанная с нашумевшим проектом Жака Фреско. Сегодня в Интернете размещена «Петиция за встречу Владимира Путина с Жаком Фреско с целью обсуждения Проекта «Венера» со сбором подписей. Если не брать во внимание рекламный трюк для привлечения новых адептов к технократической утопии 21 века, данная встреча могла бы оказаться многообещающей и результативной, поскольку подняла бы вопрос об инновационном развитии Новой России, футурологическом прогнозировании и новых путях использования ее богатейших природных ресурсов. Как упоминалось ранее, Жак Фреско предложил новые утопические идеи эффективного использования природных ресурсов в экономической модели научно-технического развития. Как знать может его технический опыт и наработки могли бы пригодиться при выработке новых стратегических планов развития России 21 века? Если оглянуться в историю то нечто подобное уже происходило, вспомним встречу на высшем уровне, которая произошла между Гербертом Уэллсом и Владимиром Лениным в Кремле 9 сентября 1920 года. Во время, которой оба мечтателя английский писатель-фантаст и советский стратег-руководитель попытались представить, как будет выглядеть СССР через несколько десятилетий. Прогнозы Уэллса и Ленина на 20 век частично сбылись, но никто из них и подумать не мог, что через 100 лет мир превратится в огромную глобальную интегрированную экономику, где вопрос потребления и производства энергоресурсов станет ключевым фактором мирового развития, а проблема глобального «Энергетического голода» станет будущей угрозой для жителей Земли к концу 21 века.