Важнейшей целью Ассоциации является привлечение внимания общества к проблемам будущего, начинать решать которые необходимо уже сегодня.
Душа и тело покорителей Марса
Автор: Фрумкин Константин Григорьевич
Темы: космос, природа человека
Реальный процесс освоения космоса сильно отстает от прогнозов, данных фантастами. Предсказание Артура Кларка, считавшего, что в 2014 году на орбитах откроются космические гостиницы, а к 2051 году пенсионеров будут отправлять на Луну, чтобы там они наслаждались низкой гравитацией, сегодня кажутся поспешными. Хотя, конечно, никто не знает, к чему может привести прогресс, и может быть к 2051 году мы будем еще поражаться консерватизмом предсказаний Кларка – но тот факт, что сегодня в эти прогнозы уже не верится, не случаен.
В развитии космических исследованиях явно просматривается временный тупик. Даже в Антарктиде и Сахаре людей не много, и никто не собирается разворачивать среди полярных льдов города под оранжерейными стеклами. Что же говорить о Луне или Марсе! Ведь лунный город выглядит явно более фантастическим, чем город в Антарктиде.
Из всего этого вытекает один очень важный вывод.
Сегодня уязвимость человеческого тела, его жесткая привязанность к земным условиям существования являются главными препятствиями для освоения космического пространства. Человечество располагает достаточно мощными летательными аппаратами, чтобы достигать и Марса, Юпитера, и Меркурия, однако пока доставлять на эти планеты предпочитают почти исключительно роботов, поскольку никто не хочет нести бессмысленные и, поистине, фантастические расходы на обеспечения жизнедеятельности человека в течение полета и его возращения обратно. Полет на Марс – не дешевое удовольствие, но все расходы возрастают неимоверно, если вместо автоматических устройств отправлять туда живых людей.
И в то же время: пока живой человек не будет отправлен на Марс, эта планета не может считаться освоенной и вовлеченной в орбиту человеческой цивилизации. Возникает парадокс: отдельный человек с его слабостью стоит на пути человечества. А поскольку человечество всегда старается преодолеть, стоящие перед ним препятствия, то значит, «ветхий человек» также должен быть преодолен и на место нынешнего человеческого тела для освоения космоса должно прийти новое, более устойчивое к перепадам температур, отсутствию кислорода и высокой радиации, а заодно и способное впадать в анабиоз на время полета.
Один тот факт, что человечество кровно заинтересовано в новом теле уже позволял бы предсказывать, что рано или поздно наука займется решением этой проблемы. Но вдвойне об этом позволительно говорить, поскольку сегодня биология и биотехнологии считаются одними из самых многообещающих отраслей научно-технического развития, и футурологи наперебой обещают наступления века биотехнологий. Уже активно развивается «трансгуманизм» – общественное движение, пропагандирующее изменение человеческой телесности при помощи новейших технологических достижений. Таким образом, есть спрос и уже начало формироваться предложение: с одной стороны космическая индустрия, когда-то обещавшая стать мощнейшим преобразователем цивилизации, находится в тупике и испытывает острую потребность в новых идеях, а с другой стороны биотехнологии обещают стать средством удовлетворения этой потребности.
Возможность вмешиваться в человеческую природу и изменять человеческое тело придало бы мощнейший импульс развития космических исследований, и прежде всего потому, что решило бы массу финансовых проблем: не пришлось бы изыскивать средства на то, чтобы в абсолютно неземных условиях Луны или Марса создавать земным жителям земную среду обитания и земной комфорт.
В свое время о том, что освоение космоса может привести к изменению человеческой природы с большой тревогой говорилось в известном романе Сергея Павлова «Лунная радуга». Хотя этот роман, как вся советская космическая фантастика пронизан пафосом покорения Внеземелья как важнейшего занятия человечества, но одновременно он крайне редкий для советской фантастики страх перед последствиями прикосновения с Космосом.
Герои Лунной радуги» подвергаются на спутнике Сатурна Титане воздействию таинственной природы, в результате чего приобретают феноменальные способности – например, видеть в инфракрасном диапазоне. Претерпевшие метаморфозу люди («экзоты») своим новым способностям не радуются, наоборот – мучительно переживают свою выброшенность из сообщества «нормальных людей». Общество же в лице Международного управления космической безопасности и охраны правопорядка (МУКБОП) также относится к экзотам с большим предубеждением, стараясь скорее оградить человечества от чужаков, чем использовать их.
Герои «Лунной радуги» не замечают очевидного обстоятельства – и, не ясно, замечает ли его автор – что изменения, которые приобретает человеческий организм под внеземельным влиянием делают его наилучшим образом приспособленным как раз для освоения Космоса. Космические десантники в романе Павлова тратят множество сил на тренировки, чтобы быть готовыми к работе в опасных условиях чужих планет – а «экзоты» без всяких тренировок получают идеальную реакцию, способность обходиться без воздуха, левитировать и проходить сквозь стены. Может быть, в других романах эти свойства были бы идеальны для работы в разведке или ограбления банков, но в «Лунной радуге» – романе, заостренном на теме освоения других планет, в котором эксоды живут среди постоянно тренирующихся и повышающих реакцию космодесантников – их возможная миссия для читателя очевидна. Правда, сами экзоты об этой миссии ничего не знают, и знать не хотят, они даже пытаются дезертировать из рядов космодесатников, и все же сама логика ситуация подводит к тому, что в финале романа всех экзотов скопом посылают в первую в истории Земли экспедицию за пределы солнечной системы. Правда, обоснование у этого решения несколько алармистское. Мутантов отправляют в космос, не потому, что они представляют собой наилучший человеческий материал для этого, а потому, что « в целях безопасности человеческой цивилизации Земля не может, не должна принимать в свое лоно шесть с половиной сотен экзотов». И выбора у преобразившихся астронавтов- лететь к звездам или вернуться на Родину – нет.
Фактически, «Лунная радуга» подводит к однозначному выводу: если человек не изменит свою природу для освоения Космоса, Космос изменит ее сам. На, как говорили алхимики, «трансмутацию плоти» во имя приспособления к неземным условиям человек обречен, и вопрос заключается только в том, добровольно или вынужденно произойдет это превращение телесности.
Служба космической безопасности в «Лунной радуге» интересуется «экзотами», поскольку обеспокоена нависшей над человеческой природой, и мечтает ее (человеческую природу) сохранить. Но это только в романе Павлова – романе все-таки советском, несущем на себе многие родовые приметы поздней советской культуры – например, обостренный морализм, сочетающийся с некоторым этическим консерватизм. Между тем, в фантастике других стран и эпох, человеческую природу никто не пытается сохранять специально. Да, большинство покорителей космоса в фантастике – обычные люди, но это лишь ввиду косности биотехнологической мысли. Обычно, как только представляется возможность внести изменение в человеческую телесность – это делается с радостью (как, например, в рассказе Желязны «Ключи к длекабрю»). И шествуют по страницам фантастических романов многочисленные люди-киборги, люди-амфибии с пересаженными жабрами, или люди, как у Желязны, преобразованные в холодоустойчивых оцелотов. Эта бесчеловечная фантастика, более точно отражает нашу социальную реальность: можно быть уверенным, что если человечество обнаружит, что во имя свершения грандиозных задач покорения космоса нужно изменить человеческое тело, оно на это обязательно пойдет. Грандиозная цель всегда оправдывает средства.
Можно себе представить, что на Земле создается некое замкнутая «оранжерея» в котором воспроизводится физические условия чужой планеты – скажем, Марса, и в этой оранжерее обитают существа, предназначенные для высадки на Марс до их отправки туда.
Правомерность подобного фантастического проекта обосновывается с помощью элементарных рассуждений. Любое из известных нам живых существ приспособлено для существования в определенной среде. Несоответствие между организмом и средой является главным препятствием освоению космического пространства. Следовательно, если живому организму предстоит перелететь с Земли на Марс, нужно совершить одно из трех действий:
1) либо преобразовать климат и физическую среду Марса в Земную – это страшно дорого, технически сложно, в общем, в обозримом будущем совершенно нереально;
2) либо создать на Марсе анклавы земной среды – в каких-нибудь «бункерах,» куполах и поселках- это выглядит более реально, хотя также очень дорого;
3) либо создать существ, приспособленных к среде Марса, и, следовательно, создать для них на Земле анклавы марсианской среды. Это может быть чуть сложнее технически, но зато явно гораздо более дешево.
Экономический расчет в сочетании с упованиями на успехи биотехнологий говорит, что надо строить не земные поселки на Марсе, а марсианские поселки на Земле.
Когда фантасты рассуждают о возможностях техники при освоении космических пространств, то они забывают экономический аспект, который заключается в том, что тащить с собой на Марс земную среду явно гораздо дороже, чем прилетать на Марс уже приспособленными к местной среде.
Если Земля будет обязана вечно снабжать свои марсианские колонии всем необходимым – такие колонии ей будут не нужны. Как и при освоении Европой Америки, колонии окупают себя, если колонизация напоминает процесс сева: нудно лишь бросить зерно в пашню, а корни оно даст само. Нужно доставить колонистов на Марс – но выжить на Марсе они должны сами. В крайнем случае, процесс подобного «засевания» можно представить себе проходящем в две фазы: на первом этапе с помощью, особых микроорганизмов, мхов, лишайников или иных, еще нам неведомых биотехнических средств поверхность чужой планеты будет слегка преобразована, чуть более приспособлена к жизни – но, все-таки, не человеческой жизни, а на втором этапе на эту уже отчасти приспособленную к жизни планету будут подселены генетически модифицированные живые существа, приспособленные к местным суровым условиям.
Что касается этических проблем, которые возникнут, если человечество будет реализовывать именно этот способ освоение космоса, то им нет числа. Одна из них связана с правами преобразованных для полетов к иным планетам живых существ, и их принадлежность к человечеству, и также проблема осмысленности их психологии. Экзоты в «Лунной радуге» Павлова как раз и беспокоятся, что приобретенные ими феноменальные свойства ставят из за пределы человечества, а следовательно, лишают их предоставляемых людям естественных прав.
Вторая – и еще более грандиозная проблема, связана с единством человечества. Даже колониальные империи не смогли сохранить свое единство – англосаксы северной Америки отказывались признавать себя единой нацией с Англией, испаноязычные жители Латинской Америки отказались от единства с Испанией, ну а научно-фантастические романы полны бессчетными описаниями того, как земные колонисты на других планетах отказываются от власти метрополии – причем, по мнению Филиппа Дика, сепаратизм может захватить даже население Луны, даром, что в США мечтают о создании там поселка. Что же говорить, если Земля и Марс будут населены биологически разными существами?
История человечества показывает, что даже куда менее значительные отличия между людьми были достаточны, чтобы образовывать враждебные группировки. Тем более правомерно предположить, что «земнородные марсиане» будут испытывать и зависть к богатству и комфорту Земли, и обиду, за то, что земляне, не спросив их согласия, забросили их на чуждую планету, и неприятие того, что тобою управляют существа иной расы. Все коллизии, которые сопровождали, допустим, власть англичан в странах черной Африки могут повториться. Но, рассуждать об этом, с одной стороны, бесполезно, а с другой стороны, все это уже придумано многими поколениями фантастов ХХ века.
Интересно другое: что именно может удержать взаимоотношения между земным человечеством и его инопланетными колониями от отчуждения и вражды?
В прежние времена империи пытались объединить вовлеченные в них различные народы общей религией или идеологией – католицизмом, как испанцы, православием как византийцы, или марксизм – в СССР.
Что может объединить носителей разных тел?
А что у них общее?
Тела разные. Биологическая природа разная. Места обитания разные. Общими – до какого то предела является дух. Только на общности духа может основываться идея общности людей со своими потомками, искаженными биологическими экспериментами и отосланными на другие планеты. У нас общий дух. В ХХ веке хлопоты по поводу поиска инопланетян обосновывались предположением, что наша духовная и интеллектуальная сущность будет все же более или менее близка. Инопланетян называли не иначе, как «братьями по разуму». Мы чужие по телам, но по разуму мы – братья. Если верить «Энциклопедическому словарю крылатых слов и выражений» Вадима Серова, выражение «братья по разуму» возникло из «Туманности Андромеды» Ефремова (до того, в «Звездных кораблях» Ефремов употреблял выражение «собратья по мысли»). Братьями по разуму у Ефремова являются участники «великого кольца»- содружества цивилизаций, чья удаленность сводит отношения между ними практически только к общению, обмену знаниями и т.д. Таков самый первый ответ космическому сепаратизму: телесной разделенности противопоставляется идея содружество находящихся в общении братьев по разуму. Не случайно, творчество Ефремова стало источником целого идеологического движения с футурологическим, аотчасти и с политическим оттенком. Существуют целые сообщества и неформальные организации, пытающиеся развивать теорию будущего общества на основе идей Ефремова – например «Красная застава» и «Нооген». Пожалуй, во всей истории русской литературы, это второй после Льва Толстого и «толстовства» случай, когда идеи, высказанные писателем становятся поводом для создания целой идеологии. Так, что и сам Иван Ефремов, и вообще концепция «братьев по разуму» может быть еще будет вспомнена нашими потомками.
Однако, для поддержания «духовного единства» между населением разных планет есть более радикальное идеологическое средство.
Это – концепция переселения душ. Прежде чем смеяться, надо вспомнить, что ее, в сущности, развивал Циолковский, хотя и в довольно экзотической форме теории «разумных атомов». По мнению Циолковского, атомы обладают сознанием, которое спит, пока атом находится в составе неорганических тел, но просыпается, когда атом входит в состав живого существа, обладающего высшей нервной системой – в этом случае сознание атом тождественно сознанию этого живого существа. Дело впрочем, даже не в том, что именно Циолковский, отец космонавтики, был сторонником одной из версий теории метемпсихоза, а в том, для чего оно ему была нужна. А нужна он ему была нужна именно для обоснования единства всех возникающих в Космосе цивилизаций и необходимости заботы более развитых цивилизаций над менее развитыми. По мнению Циолковского, все живые существа заинтересованы в том, чтобы во всей вселенной не осталось неблагополучных обществ – иначе, есть вероятность, что твой атом рано или поздно окажется в мире, где царят нужда и страдание.
Немаловажно, что метемпсихоз является единственной версией нашего загробного существования, для которой существует хоть какие-то эмпирические доказательства или псевдадоказательства. Важнейшие из них дает так называемый регрессивный гипноз. Под гипнозом люди способны рассказывать о своих прошлых жизнях. Как относиться к этому неизвестно – одним считают, что это просто игра фантазия, однако целый ряд исследователей считает это реальным доказательствами реинкарнации. Среди них – североамериканские ученые-психотерапевты, как Джоэл Уиттон, Ян Стивенсон, Майкл Ньютон. Книги Майкла Ньютона о путешествиях души между земными жизнями недавно были изданы на русском языке. Можно также вспомнить, что такой уважавший науку и научное мировоззрение человек, как Артур Конан-Дойль, был приверженцем спиритизма, и также считал, что с душами умерших можно общаться. Спиритизм – еще одно направление, также допускающее переселение душ, и при этом вроде бы допускающее некие эмпирические доказательства: во всяком случае, этим учением увлекались многие естествоиспытатели: в XIX веке – химик Бутлеров, а в ХХ веке, не взирая на советскую власть, спиритизмом занимался видный геофизик Всеволод Запорожец (писавший свои спиритические трактаты под псевдонимом ВЭМЗ). Из всего этого не следует, что в переселение душ и общение с духами умерших обязательно надо верить: важно, что такое учение есть, что в него могут поверить интеллектуально развитые и даже скептически настроенные люди, что его сторонники готовы предъявить экспериментальные доказательства своей правоты, и что окончательная точка в вопросе о принятии или отвержении этих взглядов еще не поставлена. Раз так, то учение о реинкарнации может обрести вторую жизнь, когда в нем появится необходимость – а она появится, когда возникнет нужда в обосновании духовного единства жителей разных планет.
Любопытно, что Майкл Ньютон, ссылаясь на «показания», даваемые его пациентами под гипнозом, утверждает, что учение о переселение человеческих душ в животных не соответствует действительности, поскольку души людей и животных находятся как бы в разных частотных диапазонах. Мысль, чрезвычайно удачная для того, чтобы объединить Землю, Луну и Марс общей квазирелигиозной идеологией: планеты отделяют друг от друга миллионы километров, но для душ, находящихся вне материального мира расстояния не имеют значение, зато они все объединены «общим диапазоном», и в силу этого населения всех земных колоний объединено общим оборотом душ: душа покойного жителя Марса завтра может вселиться в землянина и наоборот. Войны и вражда между планетами в этом случае, будут не только братоубийственны, но и самоубийственны.
Если эта идеология будет принята всерьез – то мы получим ответ на вопрос, зачем сеять семена жизни на других планетах. Общеизвестно, что среди гипотез о происхождении жизни на Земле, есть и такая, что жизнь имеет инопланетное происхождение. Вопрос об обоснованности этой гипотезы оставим пока в стороне, и задумаемся над тем, а зачем вообще неким инопланетянам засылать на землю примитивные формы жизни или даже просто ампулы с биохимическими субстратами. Какая радость жителям отдаленных галактик от того, что далеко-далеко, на чуждой им планете через миллиарды лет разовьются совершенно чуждые им живые существа? Обстоятельства нашего земного существования не дают исчерпывающего ответа на этот вопрос. Да, мужчины стремятся иметь потомство, поскольку оно будет воспроизводить их собственные гены – но это скорее слепой природный инстинкт, чем сознательное решение. Получается, что таинственные древние инопланетяне, когда заронили свое семя в океаны безжизненной Земли, тоже руководствовались слепым инстинктом размножения?
Ответить на этот вопрос можно единственным способом: представить себе обстоятельства, при которых люди поступили бы также. Но когда Земля будет населять Марс непохожими на людей существами, и при этом обосновывать свое единство с ними гипотезой реинкарнации, она будет находиться всего в одном шаге от образа действия предполагаемых создателей земной жизни. Если завтра мы будем готовы изменять человеческое тело, чтобы посылать получившихся мутантов на Марс, то послезавтра, мы пошлем к отдаленной звезде, уже не готовых разумных жителей, а лишь некие споры и семена, которые могут храниться миллионы лет, и которые достигнув нужной планеты. дадут там всходы, и рано или поздно, путем эволюции породят разумных обитателей, приспособленных к жизни именно на этой планете. Конечно, в отличие от присылки готовых космонавтов-поселенцев способ этот не быстрый, но возможно, более перспективный, и более дешевый – и, в конечном итоге, более реализуемый. Освоения космоса – игра с длительным горизонтом планирования. Самое же главное, что цивилизация, руководствующаяся гипотезой реинкарнации, будет ясно понимать, что она делает. Создавая очаги жизни на других планетах, она будет создавать лишь аэродромы, для нематериальных носителей разума: в организмы, живущие в отдаленных звездных системах, могут вселяться души жителей земли.
Ответ на вопрос, зачем это нужно можно отыскать в трудах американских психиатров, изучающих гипотезу реинкарнации: по их утверждению, души выбирают новые перерождения в целях познания, для приобретения нового, более всестороннего опыта. При этом, «путешествующие души», в целях расширения познания стремятся к разнообразию, выбирая еще не знакомые местности, национальности и еще не опробованные личностные качества. Если так – то сколь же богатый новый опыт им сулит пребывание на других планетах! Ради этого, действительно стоит их осваивать – тем самым принимая эстафету от неведомых отцов жизни на Земле.