Важнейшей целью Ассоциации является привлечение внимания общества к проблемам будущего, начинать решать которые необходимо уже сегодня.
Экологические уроки, оценки, прогнозы, стратегии и управление будущим
Автор: Кричевский Сергей Владимирович
Темы: космос, методология и гносеология прогнозирования
Источник публикации: Кричевский С.В. Экологические уроки, оценки, прогнозы, стратегии и управление будущим // Институт истории естествознания итехники им. С.И. Вавилова. Годичная конференция, 2009.- М.: Анонс Медиа, 2009. - С. 518-521.http://enwl.bellona.ru/pipermail/enwl/2010-June/004828.htmlВ XXI веке, в эпоху глобализации, в условиях нарастающего системного кризиса в России и мире все активнее проводятся междисциплинарные исследования, охватывающие исторические, современные и прогностические аспекты, имеющие целью анализ и реализацию перехода к устойчивому развитию, устойчивому будущему и возможное управление будущим. Кратко рассмотрим на основе системного подхода в социоприродной парадигме и проблемной постановке основные вопросы темы с использованием ряда источников [1-21]. (С) С.В. Кричевский ------------------------------- [519] 1. Уроки Важную роль играют экологические уроки, которые необходимо и возможно извлечь и использовать для анализа и управления. Аналогом и первой системной отечественной работой в такой постановке является книга А.Л. Яншина и А.И. Мелуа "Уроки экологи- ческих просчетов" (1991) [21]. Вся экологическая история человечества, эволюция науки и техники может быть представлена в виде совокупности событий - артефактов, содержащих информацию о позитивном и негативном опыте отношений с окружающей средой. Наиболее важные события достойны изучения и внедрения в систему образования, подготовки кадров и в практику. Особое значение имеют экологические уроки техногенной цивилизации, начиная с эпохи индустриальной революции, периода научно-технического прогресса, уроки военной деятельности, включая "холодную войну", и крупнейших техногенных и природных катастроф XX в. (Чернобыльской и др.) [6-8, 16, 19, 21]. В итоге возможно создание формализованной базы знаний, правил и оптимизированной модели деятельности в системе, охватывающей 2 полярных блока: (1) "чего не делать никогда" и (2) "что делать обязательно", которые целесообразно использовать в науке, образовании и практике. 2. Оценки Адекватные экологические оценки (оценки воздействий на окружающую среду, ее состояния, загрязнений и др.) необходимы для выработки и принятия эффективных решений. Речь идет не только об экологических оценках и экологической экспертизе [3, 6, 16, 18], но и обо всем институте экспертизы решений в государстве и обществе. Анализ новейшего исторического опыта России (с 90-х гг. XX в.) показывает, что устаревший и явно неадекватный институт экспертизы, существующий в нашей стране, к сожалению, делает неэффективной и фактически парализует всю систему экологической экспертизы, деформирует государственную экологическую политику, искажает экологические оценки, ведет к утверждению и реализации потенциально опасных проектов в массовом количестве во многих технологических сферах деятельности общества [6]. 3. Прогнозы Прогнозированию будущего в контексте состояния окружающей среды и социопри- родных отношений, охватывающему исторические уроки, современные оценки, экологические проблемы и перспективы на всех уровнях (от локального до глобального), должно уделяться значительно больше внимания [1, 2, 5, 9, 13, 17]. Целесообразно осуществлять долгосрочное экологическое прогнозирование - эко- логический форсайт (форсайт социоприродных отношений по всему комплексу взаи- модействий с окружающей средой) по аналогии с работами по форсайту, проводимыми под эгидой ООН в развитых странах, а в последние годы и в России применительно к ведущим секторам, отраслям экономики и сферам технологической деятельности (промышленности, энергетике, транспорту и др.) [13]. Автором сделан междисциплинарный прогноз развития сферы аэрокосмической деятельности на весь XXI в. для оптимистического сценария на основе социоприродной и универсально-эволюционных парадигм [5, 6]. 4. Стратегии Анализ и разработка стратегий управления отраслями, секторами экономики, сферами деятельности общества на уровне государств и всего мирового сообщества в эпоху глобализации и кризиса цивилизации имеют приоритетное значение для формирования и реализации адекватных моделей управления в целях обеспечения безопасности и развития. Разработанные в России и других странах в XXI в. стратегии: экономическая, энергетическая, транспортная, национальной безопасности и др. достойны систематических исследований в междисциплинарной постановке. Перспективной целью таких иссле- дований должна стать разработка адекватной мировой и национальной экологической стратегии (стратегии отношений с окружающей средой), а также региональных, отраслевых и др. экологических стратегий, направленных на реализацию перехода к устойчивому развитию [2, 6, 9-15]. Автором выполнен анализ стратегий освоения космоса в XX в., разработаны и апро- бированы стратегии освоения космоса и развития сферы аэрокосмической деятельности в XXI в., основанные на социоприродной концепции [5, 6]. 5. Управление будущим Проблема управления будущим [2, 4, 9-15, 20] является новой и чрезвычайно сложной, для ее исследования и решения необходимы объединенные усилия, которые целесообразно организовать в России в виде междисциплинарного научного направления и соответствующего института. С 2008 г. в РАГС при Президенте РФ на кафедре управления социальными и экологическими системами при участии автора осуществляется проект "Управление будущим", идет работа над коллективной монографией на эту тему. Действует одноимен- ный научный семинар. 2 апреля 2009 г. состоялся проблемный доклад И.Е. Москалева "Управление будущим как вектор инновационного государственного управления" [12], 26 мая 2009 г. - доклад Г.Г. Малинецкого об экспертизе стратегических решений [11], являющийся развитием идей, изложенных в 2007 г. [10]. Особое внимание необходимо уделить экспертизе стратегических проектов и решений в контексте отношений с окружающей средой. Все это требует в том числе постановки и проведения специальных исследований в целях анализа и оптимизации всего института экспертизы в России и мире, являющегося ключевым звеном системы управления будущим, которое вряд ли возможно без адекватной "экспертизы будущего". Таким образом, "экспертиза экспертизы", направленная на развитие института экспертизы, является одной из приоритетных задач. Основные выводы и предложения: Управление будущим является сверхзадачей, для решения которой необходимо ис- следовать и использовать в единстве экологические уроки, оценки, прогнозы и стратегии как блоки общей модели и системы управления будущим. Целесообразно организовать систематические исследования экологических уроков, оценок, прогнозов и стратегий для решения задач анализа и управления. Предлагается инициировать и организовать в России работу по экологическому форсайту в контексте отношений с окружающей средой, социоприродных отношений, экологической безопасности, природопользования и охраны окружающей среды. Необходимо уделить особое внимание исследованию и совершенствованию института экспертизы в России и мире - ключевого элемента в обеспечении экологиче- ской безопасности, национальной и глобальной безопасности, в реализации перехода к устойчивому развитию и всей системы управления будущим. Предлагается создать междисциплинарный "Институт управления будущим" (в русле проекта "Управление будущим", выполняемого в РАГС при Президенте РФ), а в его составе - исследовательской проблемной группы "Институт экспертизы для управления будущим" на базе РАГС, в сотрудничестве с ИИЕТ им. С.И. Вавилова РАН, ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, ИФ РАН и др. организациями РАН и высшей школы. ------------------------------------ [521] Литература 1. Азимов А. Выбор катастроф (от гибели Вселенной до энергетического кризиса): Ро- ман / Пер. с англ.; Под ред. С. Степанова. СПб.: Изд-во "Амфора", 2001. 510 с. 2. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М.: Алгоритм, 2003. 448 с. 3. Горохов В.Г. Философия техники как теория технической деятельности и проблемы социальной оценки техники // Философские науки. 2006. 1. С. 28-42. 2. С. 26-44. 3. С. 15-26. 4. С. 35-53. 4. Калашников М. Управление будущим: Почему американцы так часто нас переи- грывают? (08.05.2007 г.). http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=3821&print=Y 5. Кричевский С.В. Аэрокосмическая деятельность в XXI веке: социально- философский анализ и междисциплинарный прогноз // Философские науки. 2008. 7. С. 127-142. 6. Кричевский С.В. Аэрокосмическая деятельность: философско-методологический анализ: Дис. докт. философ. наук (09.00.08; 09.00.11). М.: ФГОУ ВПО РАГС при Пре- зиденте РФ, 2008. 470 с. На правах рукописи. 7. Кричевский С.В. Уроки Чернобыльской катастрофы (1986 г.) в контексте аэрокос- мической деятельности (методологические, историко-экологические, управленческие аспекты) // ИИЕТ РАН им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2006. М.: Анонс Медиа, 2006. С. 525-528. 8. Кричевский С.В. Экологическая история техники (методология, опыт исследований, перспективы): Монография. М.: ИИЕТ РАН, 2007. 160 с. 9. Лесков Л.В. Синергизм: философская парадигма XXI века. М.: Экономика, 2006. 637 с. 10. Малинецкий Г.Г. Экспертиза - главная функция современной российской науки // Российский химический журнал. 2007. Т. LI. 3. С. 24-40. 11. Малинецкий Г.Г. Экспертиза стратегических проектов - ключевая функция рос- сийской науки: Доклад на семинаре "Управление будущим" 26.05.2009 г. М.: ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, Кафедра управления социальными и экологическими системами РАГС при Президенте РФ, 2009. Электронная презентация. 12. Москалев И.Е. Управление будущим как вектор инновационного государствен- ного управления. М.: РАГС при Президенте РФ, Кафедра управления социальными и экологическими системами, 2009. 6 с. Рукопись. 13. Прогнозирование будущего: новая парадигма / Под ред. Г.Г. Фетисова, В.М. Бон- даренко. М.: Экономика, 2008. 283 с. 14. Романович А.Л., Урсул А.Д. Устойчивое будущее (глобализация, безопасность, но- осферогенез). М.: Изд. группа "Жизнь", 2006. 512 c. 15. Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы / Отв. ред. В.В. Казютин- ский, Е.А. Мамчур. М.: ИФ РАН, 2007. 253 с. 16. Социальная и экологическая оценка научно-технического развития: Матер. Междунар. конф. памяти академика Н.Н. Моисеева / Под ред. В.Г. Горохова. М.: РФО, 2007. 128 с. 17. Турчин А. Война и еще 25 сценариев конца света. М.: Изд-во "Европа", 2008. 320 с. 18. Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11. 1995 г. 174-ФЗ // СЗ РФ. 1995. 48. Ст. 4556. 19. Федоров Л.А. Химическое вооружение - война с собственным народом (трагиче- ский российский опыт): В 3 т. М.: Лесная страна, 2009. Т. 1. 392 с.; Т. 2. 240 с.; Т. 3. 384 с. 20. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции / Пер. с англ. М.: АСТ, 2004. 349 с. 21. Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. М.: Мысль, 1991. 429 с.